Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 4

Конечная цель творчества создание новых предметов, новых ценностей, новых систем, новых возможностей материального и духовного расцвета общества и личности. Каждый продукт является не только результатом творчества, но и его проверкой, его мерой. {LINKS}

Творчество – это высшая форма отражения, при которой преобразуются природная и социальная действительность при основании законов жизни, в основе его опознания.

Творчество – сложное сочетание повторимых и неповторимых моментов и особенностей, сложное диалектическое единство общего, единичного и особенного. Некоторые моменты творчества могут быть моделированы, но в целом творческий акт не подлежит полному моделированию, не может быть создан алгоритм конкретного творческого процесса. Отдельный творческий акт – это реальное сочетание, реальная система, образующих ее компонентов и поэтому познаваем, но вместе с тем, всякий отдельный человеческий акт (индивидуальный или коллективный) – это специфическое сочетание, специальная система образующих ее компонентов и потому неповторим.

Творчество школьника – это “создание им оригинального продукта, изделия (а также решение задачи, написание сочинения и т. д.), в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществлен их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создание нового для ученика подхода к решению (выполнению) задачи.

Таким образом, творчество – психологически сложный процесс. Он не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого познания. Способность личности к творческому саморазвитию зависит от степени проявления творческой активности, а, следовательно, от стремления человека к действию, к проявлению своих способностей, к удовлетворению потребности в преобразовании и созидании самого себя.

Проблема активности междисциплинарна. Педагогический словарь определяет активность личности (от лат. Activus - деятельный) как деятельностное отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения источников исторического опята человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении, формируется под воздействием среды и воспитания .

В педагогике содержательный аспект активности трактуется неоднозначно. Например, Н.Э. Унт рассматривает активность учащихся в обучении как дидактический принцип, предполагающий такое обучение, которое вызвало бы у учащихся состояние активности. Между тем, высказываются возражения против такою подхода, поскольку активность как принцип обучения неправомерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Т.И. Шамова выделяет и рассматривает активность как самостоятельную дидактическую категорию.

Если обратиться к психологической трактовке понятия активности, то под активностью понимают характеристику личности, определяющую интенсивность, продолжительность, частоту и разнообразие выполняемых действий или деятельностей какого-либо рода.

Высказывается, например, мнение, что активность как философская категория отражает способность объектов неживой и живой природы и субъектов социальной жизни к стихийному, интенсивно целенаправленному или сознательному взаимодействию со средой, к изменению и преобразованию её и себя, а также интенсивность этого процесса, его меру. Эта точка зрения имеет значительное число сторонников.

Вместе с тем высказывается мнение, что активность нельзя истолковать настолько широко, чтобы данная категория вбирала в себя и борьбу противоположностей как источник движения и само движение. Она должна получить точные пространственно-временные границы, рассматриваться как категория, отражающая объективную связь между источником развития и движения («самопроизвольное развитие») и самим развитием, движением.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Классификация орфографических трудностей русского языка
Существует достаточно много точек зрения на этот вопрос. Рассмотрим сначала классификацию орфографических трудностей русского языка, предложенную В.Ф.Розенталем. Он считает, что в орфографические трудности входят слова, «написание которых хотя и регулируется «Правилами русской орфографии и пунктуац ...

Характеристика занятий по изобразительной деятельности и их значение в развитии навыков пейзажному рисованию
Содержанием сюжетно-тематического рисования является какой-либо сюжет или пейзаж. Ребенок изображает предметы, расположенные в пространстве, в их, взаимосвязях и отношениях. По содержанию замысла детский рисунок очень рано, является сюжетным, но по объективным признакам он долгое время не становитс ...

Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс школы
Состояние здоровья российских школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болез ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru