Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики. {LINKS}
Следовательно, творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определённые формы функционирования. Я. А. Пономарёв сопоставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей. Оказалось, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.
Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленного достижения.
Фаза интуитивного решения. Для данной фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т.е наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.
Фаза вербализации интуитивного решения. На данном этапе осуществляется вербализация интуитивного решения. Основой осознания результата и способа решения проблемы является включение человека в процесс взаимодействия с любым другим человеком.
Фаза формализации вербализированного решения. На этой стадии формулируется задача логического оформления способа решения новой задачи. Процесс формализации происходит на сознательном уровне.
Д.Б. Богоявленская выделяет особую «единицу анализа» творчества. По её мнению адекватной единицей при изучении творчества может быть лишь та, которая отражает познавательные и мотивационные характеристики творческой личности в их единстве. В качестве такой «единицы исследования» творческого потенциала личности ею предлагается рассматривать интеллектуальную активность. Она соединяет в себе интеллектуальные (умственные способности) и личностные (мотивация) факторы умственной деятельности, но не сводится ни к тем ни к другим. Умственные способности составляют фундамент интеллектуальной активности, но проявляются в ней не непосредственно. А лишь преломляясь через мотивационную структуру личности. Иными словами творчество – производное интеллекта, преломленного через мотивационную структуру, которая либо тормозит, либо стимулирует его проявления.
Помимо активной интеллектуальной деятельности, самостоятельность также относится к характерным признакам творчества, берущей свое начало на гуманистическом направлении творческих замыслов, и заканчивающейся в создании уникального общественно и исторически значимого продукта. Следовательно, характеристика творчества как созидательной деятельности имеет в своей основе неповторимость, выполнение самостоятельных действий, требующих творческого воображения, нестандартность по способу осуществления и результат общественно-исторического значения.
В.А. Моляко отмечает: "Творчество важно само по себе как создание нового, оригинального, важного так же и как стимулятор деятельности, способствующей развитию познавательной сферы и развитию личности в целом".
Определение А. Лилова вместило разнообразие определений творчества являющееся следствием многогранности значения этого понятия:
Творчество – это общественное явление – концентрация преобразующей роли общественного субъекта (класса, народа, общества), при котором создаются общественные ценности.
Творчество – это реализация сущностных сил и способностей человека, и насколько больше они (способности, талант, эрудиция и др.), насколько благоприятнее социальные условия, насколько больше и ценнее результаты от него.
Великая педагогика:
Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщи ...
Производная и ее применение
Часто нас интересует не значение какой-либо величины, а ее изменение. Например, сила упругости пружины пропорциональна удлинению пружины; работа есть изменение энергии; средняя скорость — это отношение перемещения к промежутку времени, за который было совершено это перемещение, и т. д. При сравнени ...
Психолого-педагогические основы установления контактов с семьей школьника
Прежде чем перейти к характеристике основных форм и методов работы учителей с родителями учащихся, необходимо остановиться на выявлении некоторых психолого-педагогических правил их взаимодействия и способах установления контактов с семьей. Первое правило:В основе работы школы и классного руководите ...