Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 8

И чем шире, прочнее эти знания ученика, чем больше направлений они включают, тем выше у него уровень анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, тем свободнее он оперирует своими конкретными знаниями.

Развитие творческой активности обеспечивает не только накопление системы знаний, но и своего рода фонда умственных приемов, операций, хорошо отработанных и прочно закрепленных: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приемы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление планов, тезисов); общие способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать свою деятельность, контролировать ее); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач как внутри, так и межпредметного характера. {LINKS}

Для развития творческой активности учащихся необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.

В нашем исследовании мы будем придерживаться концепции Ж.А. Зайцевой и будем опираться на данное ею определение творческой учебной активности: “Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения». Системообразующим элементом творческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Оно лежит в основе преобразующего отношения, готовности к самой преобразующей деятельности. творческий активность подросток учащийся

Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты творческой активности учащихся:

- потребности, интересы, склонности к творческой деятельности;

- преобразующее отношение к изучаемым предметам, объектам, явлениям;

- готовность к преобразующей деятельности;

- эвристический потенциал;

- сама преобразующая деятельность.

Прежде чем перейти к рассмотрению основных компонентов творческой активности более подробно, мы считаем необходимым подчеркнуть тот факт, что первые два компонента творческой активности соответствуют мотивационной сфере личности подростка. В связи с этим необходимо подчеркнуть значимость мотивационно-потребностного блока в развитии творческой активности школьника.

Мотивация – одно из ключевых понятий, объясняющих истоки активности. Она находит своё выражение в мобилизации внутренней энергии, в направленности действия. Мысль рождается не только из другой мысли, а из мотивированной материальной деятельности, мотивированной сферы сознания, которая охватывает наши потребности, интересы. В познавательной деятельности источники мотивации самые различные: влияние внушения, примера, положительная оценка своих действий, «психологическое заражение», избегание неудачи, получение удовлетворения от успеха, новизна и оригинальность усваиваемых знаний и способов действий и др. Познавательные мотивы выступают внутренней основой содержания мотивации к творческой деятельности, но на пути от познавательных мотивов к мотивам творческой деятельности подключаются новые внутренние мотивационные механизмы.

Мотивами творческой активности учащихся выступают различные потребности, интересы, склонности к творческой деятельности.

Склонность, по мнению психологов, - это любое положительное, внутренне мотивированное отношение (влечение, интерес) к какому-либо занятию. Психологическую основу склонности составляет устойчивая потребность личности в определённой деятельности, когда привлекательными оказываются не только достигаемые в ней результаты, но и сам процесс деятельности. Развитая склонность характеризуется также длительным, насыщенным стремлением к деятельности и творческим отношением к её изменению, развитию.

Следующим компонентом творческой активности является преобразующее отношение к изучаемым предметам, явлениям.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Основные виды и типы упражнений
По мнению российского методолога Салистра И.Д. , система упражнений по иностранному языку всегда должна иметь своей целью практическое овладение иностранным языком. Она направлена на освоение тех операций с материалом для речи, которые необходимы для понимания и выражения мыслей на иностранном язык ...

Функции и виды оценки
Так как наиболее проблемной является психологическое оценивание ребенка-школьника, чья формирующаяся личность более сензитивна к любым формам оценки, то мы рассмотрим соотношение оценки и отметки применительно к школьникам. Оценке обычно подлежат наличные знания школьников и проявленные ими знания ...

Формы организации обучения с использованием активных методов в ВУЗе
Существуют имитационные и неимитационные формы организации обучения с использованием активных методов обучения. Рассмотрим характеристику неимитационных методов: лекции, семинары, дискуссии, коллективную мыслительную деятельность. Лекции - нетрадиционная форма проведения Проблемная лекция начинаетс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru