Творческая активность учащихся не возникает сама по себе, вдруг. Учебная деятельность, организуемая преподавателем, должна быть направлена на ее формирование.
Ученые рассматривают данный феномен в разных аспектах: как активность восприятия действительности (Б.М. Теплов, П.М. Якобсон); активность преобразования действительности (Л.П. Аристова); соотношение активности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Ю.А. Воробьев, М.В. Демин, А.В. Маргулис и др.); взаимодействие личностных проявлений с активностью (Ю.В. Шаров); взаимодействие мотивов поведения и степени активности (Л.И. Божович, М.Н. Славина, А.Н. Леонтьев); взаимосвязь активности и эмоциональности (К.Д. Радина, И.И. Родак, В.И. Помогайба и др.). {LINKS}
Творческая активность и процесс творчества — понятия, которые не обязательно совпадают.
Без активности нет творчества, но творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей творческий характер.
Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового, а творческая активность как способность к самореализации по созданию нового, общественно значимого.
В рамках нашего исследования важным является уточнение, что творческая активность приобретает форму самостоятельного формулирования проблем и исследовательских познавательных задач. Это выражается в проявлении стойких личностных интересов к той или иной области знания и практики. Творческая активность учащихся составляет предпосылку и условие творческого преобразования усвоенных знаний, саморазвития обучаемого, его личностного роста. Механизмом развития творческой активности является поиск.
Имеющиеся определения творческой активности чаще всего сводятся к перечислению того, что образует это понятие. При этом творческая учебная активность выступает как набор отдельных характеристик личности учащегося. Представление о творческой учебной активности как коллекции личностных особенностей, разумеется, ошибки в себе не содержит, но дробит это понятие на составляющие, и лишает понятие «творческая активность» его категориального содержания.
Недостаточно также делается акцент на раскрытие этого понятия через структуру личности и деятельности. Сущность творческой учебной активности следует рассматривать как интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленном единстве потребностей, интереса и действий, проявляющееся как высший уровень ее индивидуально обусловленной отражательно-преобразовательной деятельности. Рассматривая взаимосвязь активности и самостоятельности, следует подчеркнуть, что активность предполагает определенный уровень самостоятельности мысли, но может проявляться и без самостоятельности ученика. Например, заучивание, являясь процессом активным, может протекать без самостоятельного действия. Вместе с тем, развитие активности создает необходимые условия для развития самостоятельности. Чем выше уровень развития активности, тем более благоприятны предпосылки для роста самостоятельности человека.
Большой опыт развития творческой активности учащихся накоплен педагогами-новаторами Е.Н. Ильиным, Ю.П. Львовым, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининым, В.Ф. Шаталовым ид.р. Наиболее характерными общими чертами этого опыта является:
- включение учащихся в поисковую деятельность;
- использование новых педагогических технологий, интенсифицирующих учебный процесс, предполагающих погружение учащихся, рефлексию; индивидуализация и дифференциация обучения.
Анализ передового опыта работы педагогов-новаторов показывает, что у всех у них в основе развития творческой активности учащихся лежит совместная творческая деятельность педагогов и учащихся.
В психолого-педагогической литературе в качестве основных средств формирования творческой активности используются преимущественно содержание, формы, методы обучения без глубокого знания и учета потребностей, интересов, склонностей, хотя педагогика и рассматривает процесс обучения как двусторонний (деятельность преподавания и деятельность учащихся). Фактически же во всей педагогической и особенно методической литературе больше уделяется внимание деятельности преподавателя: как поставить цели и задачи урока, какой материал отобрать и как представить его в системе заданий, какие методы обучения использовать на уроке и т.д. Деятельность учащихся, внутренние условия раскрываются недостаточно. Они оказываются как бы «за кадром» педагогического процесса.
Великая педагогика:
Психология лиц с умственной отсталостью
Начиная с XVIII в. внимание таких психиатров, как Ж.Эскироль, Э.Сеген, Ф. Гальтон, А.Бине, Э.Крепелин, Дж.Кэттэл, сосредоточилось на изучении и анализе выраженных нарушений умственного развития. Основная задача, стоявшая перед ними, была в определении связи интеллектуальной недостаточности с душевн ...
Причины трудностей и ошибок младших школьников в разборе слов по составу
Вопрос о причинах ошибок, которые допускают дети при разборе слова по составу специально изучали психологи Л.И. Бажович, Д.Н. Богоявленский и др. Они пришли к выводу, что среди младших школьников немало «наивных семантиков» и «стихийных формалистов». Первые, анализируя слово, учитывают только его л ...
Различия между оценкой, отметкой и баллом
Оценка включает в себя квалификацию степени развитости определенного свойства у оцениваемого лица, а также количественную и качественную оценку его действий или результатов деятельности. Такими являются, например, школьные отметки. Они характеризуют в баллах абсолютные и относительные успехи ученик ...