Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 7

Ориентация на внешние условия (содержание учебного материала, формы и методы обучения) без глубокого знания и учета внутренних условий (потребности, интересы, склонности, способности) оказывает негативное влияние на процесс и конечные результаты формирования творческой активности учащихся. {LINKS}

Эта же ориентация способствовала отчуждению учащихся от учения в целом и от активной творческой учебной деятельности, в частности.

Продолжая высказанную мысль, заметим, что традиционные концепции развития творческой активности учащихся основываются преимущественно на активации мышления. Не принижая роль приемов, способов побуждения учащихся к активной познавательной деятельности, мы считаем, что главное направление формирования творческой активности связано с мотивационно-потребностной сферой.

Это требует определенного обновления образовательно-воспитательного процесса на мотивационной основе. Такой подход позволит педагогам отойти, отказаться от абсолютизации внешних условий, сведения процесса развития творческой активности к механически понятой заданности цели извне.

Главные стимулы деятельности и основные факторы, определяющие развитие творческой активности, надо искать в содержании образования, характере деятельности, в возможности выбора учебного задания, степени его проблемности, в возможности удовлетворения своих познавательных потребностей, а также в отношениях между учителем и учащимися и в других условиях, в которых протекает деятельность. Учебная и другие виды деятельности должны превращаться в сами себя стимулирующие процессы. В такой ситуации содержание изучаемого материала и характер деятельности оказываются важнейшими условиями формирования того или иного уровня творческой активности.

Следует помнить, что формирование творческой активности органически взаимосвязано с развитием самостоятельности. Самостоятельность нами рассматривается как способность личности ученика к деятельности, совершаемой без вмешательства со стороны. На начальных этапах развития активности учения самостоятельность ученика может быть минимальной, а затем постепенно развиваться. Самостоятельность может носить и преобразовательный, и воспроизводящий характер. При этом воспроизводящая самостоятельность никогда не сопутствует активности учения. Но игнорировать ее нельзя.

Чрезвычайно важно обеспечить развитие самостоятельности учащихся в учебной деятельности, умение самостоятельно переходить от одного этапа к другому (от принятия учебной задачи к ее решению, от постановки учебной задачи к определению адекватных учебных действий, от действий реализации к действиям самоконтроля); овладение не только приемами логики и решения различных задач привычными способами, но и умением искать свой, наиболее рациональный путь решения нестандартных задач. Основанием самостоятельности учащихся в решении задачи можно считать достаточно высокую мотивацию учения, наличие необходимого запаса знаний («полнота знаний») и умений их использовать («подвижность знаний»).

Творческая активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. Они органически взаимосвязаны. Активность предполагает максимальное проявление индивидуальности. А индивидуальность в свою очередь формируется при включении индивида в преобразовательную деятельность. Творческая учебная активность - это субъективная сторона учебного труда школьников, отражение потребностей, интересов, склонностей, способностей к учению, волевых усилий, эмоционального отношения. Системообразующим элементом творческой активности является мотивационно-потребностное ядро личности учащегося. Оно лежит в основе преобразующего отношения, готовности к самой преобразующей деятельности.

Динамизм творческой активности определяется, безусловно, сформированностью преобразующего отношения к деятельности, готовности к ней, самой преобразующей деятельностью. И тем не менее начало процесса мышления (уяснение цели, определение задачи и выбор методов, средств для ее решения), сам процесс мышления (актуализация нужных знаний, установление возможных случаев отношения нового с ранее пройденным, анализ и синтез рассматриваемых фактов, предметов, явлений и т.д.) определяются прежде всего знаниями. Вне знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна умственная деятельность. Ученик не может мыслить, не может проявить глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определенными знаниями. Каждое новое знание может быть усвоено сознательно, если учащиеся овладели теми предшествующими знаниями, идеями, понятиями, на которых ожидается вновь усваиваемое знание.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Возможности межпредметных связей в развитии интереса школьников к уроку музыки
Первые попытки классификации межпредметных связей были не совсем удачны. Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсуновская и другие основой классификации определили хронологический критерий, т.е. основывали её на «предварительных, сопутствующих и последующих связях». Это привело к изменению учебной ...

Особенности психологического развития детей, лишенных родительского попечительства
Проблемами осиротевших детей занимались многие ученые, особенно педагоги, психологи, юристы, философы. Значительно возрос интерес к этой проблеме в первой половине двадцатого века. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывает значительные нарушения в его п ...

Методологические основания изучения уровня правовой воспитанности младших школьников
Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор ме ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru