Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста

Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию творческих способностей человека, делают особенно актуальной проблему развития творческой активности как интегрального качества личности наиболее адаптируемого к новым социально-экономическим условиям. Это связано, во-первых, с общей тенденцией развития личности, возрастанием роли гуманистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления молодых людей; во-вторых, это связано с современными проблемами воспитания; в-третьих, обуславливаются психологическими особенностями одаренных детей, имеющимися проблемами в их развитии. Поэтому проблемы психологии творчества, специальных способностей и возможностей оптимизации этого процесса были предметом изучения многих психологов (С. А. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Дружинин, В. М. Русалов и др.).

{LINKS}

По мнению Г.Л. Цукерман первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста, однако подготавливать этот процесс саморазвития можно и нужно заранее, «создавая питательную среду для развития самосознания». Данный подход обусловлен пониманием того, что школа не только «готовит к жизни, она уже есть сама жизнь и здесь дети должны приобретать жизненный опыт не в вымышленных, а в реальных ситуациях». Следовательно, формирование и развитие личности в подростковом возрасте определяется тем, насколько успешно и социально приемлемо реализует ученик свою активность в учебной деятельности. Различные формы активности являются важнейшими показателями человеческой индивидуальности, «в которой воплощены великие возможности исторической природы человека».

Особенности творческой деятельности получили достаточно широкое освещение в философской и психолого-педагогической литературе: творческая природа познания (В.А. Андреев, А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский); активность учения (Л.П. Аристова, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова); закономерности развития личности в процессе обучения (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Л.С. Занков, А.К. Маркова ); дидактический акцент проблемы изучен Ю.К, Бабанским, Б.П. Есиповым, А.П. Тряпициной, Г.И. Щукиной; индивидуализация и дифференциация процесса развития творческой активности учащихся глубоко исследована А.А. Кирсановым, Е.Г. Скобельциной, И.Э. Унтом.

Многообразие подходов к исследованию проблемы познавательной активности школьников, в том числе и творческой активности, условий активизации познавательной деятельности учащихся, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой, - многоплановости.

Таким образом, в настоящее время определилось противоречие между объективной необходимостью развития учебной активности каждого подростка как в процессе репродуктивной, так и в творческой учебной деятельности в современных условиях системы школьного образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий такого развития.

Необходимость разрешения данного противоречия,, а также актуальность и недостаточная разработанность проблемы развития активности подростка в разных видах учебной деятельности, отсутствие единого и достаточно обоснованного подхода к пониманию сущности учебной активности и условий ее развития в учебно-воспитательном процессе, недостаточная изученность условий его реализации обусловили выбор темы настоящего исследования.

Отсюда вытекает проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развития творческой учебной активности подростков?

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

Объект исследования: процесс развития творческой активности подростков.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

Гипотеза исследования основывается на том, что процесс развития творческой активности подростков может быть более успешным и эффективным, если в ходе учебно-воспитательного процесса будет реализованы следующие психолого-педагогические условия:

создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;

применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;

использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.

В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогического исследования.

2. Теоретически обосновать комплекс психолого-педагогических условий повышения эффективности развития творческой активности подростков.

3. Апробировать комплекс психолого-педагогических условий, направленных на повышение эффективности развития творческой активности учащихся подросткового возраста.

В исследовании были применены теоретические и экспериментальные методы исследования.

Теоретические методы: системный подход, теоретический анализ, обобщение и классификация научных данных, сравнение.

Эмпирические методы: опросно-диагностические (анкетирование, тестирование); обсервационные (прямое, косвенное, включенное наблюдение); практические (анализ продуктов деятельности); экспериментальные (формирующий эксперимент).

Обработка результатов исследования осуществлялось методами математической статистики.

Методологической и теоретической основой исследования является важнейшие положения педагогики, психологии, труды отечественных (С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский , Б.М. Теплов, Е.Г. Скобельцина, С.Г. Глухова, Ж.А. Зайцева) ученых и их научные идеи, касающиеся вопросов творческой активности школьников.

Теоретическая значимость данной работы заключается в разработке структуры творческой активности учащихся на основе которой возможно построение конкретных учебных программ и в обосновании комплекса психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческой активности подростков.

Практическая значимость нашей работы состоит в том, что полученные результаты способствуют осознанию педагогическим коллективом учебно-воспитательных учреждений значимости, необходимости целенаправленного развития творческой активности учащихся. Разработанная программа развития творческой активности подростков может быть широко внедрена в учебно-воспитательный процесс.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Опытная и экспериментальная база исследования. Исследование проводилось в Апастовской средней школе. Исследованием было охвачено 49 учащихся школы.

Великая педагогика:

Особенности коммуникативной деятельности детей 3-5 лет
Нормы поведения, усвоенные ребенком в семье, отражаются на процессе его общения со сверстниками в свою очередь, многие качества, приобретенные ребенком в детском коллективе, привносятся им в семью. Интерес к сверстникам проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослым. Общение ребенка со сверс ...

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Особенности педагогического коллектива
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru