В нашей работе мы определили психолого-педагогические условия по формированию творческой активности учащихся, которые были реализованы в учебно-воспитательном процессе. Мы использовали различные задания и упражнения, которые опираются на различные аспекты проявления творческой активности учащихся. Разработанная нами дидактическая программа внедрялась в экспериментальном классе. {LINKS}
Целью формирующего этапа исследования являлась апробация психолого-педагогических условий, способствующих повышению уровня творческой активности учащихся.
Продолжительность формирующего этапа составила 4 месяца, I полугодие учебного года (сентябрь 2008г. – декабрь 2008 г.). Работа по программе развития творческой активности учащихся велась регулярно, тренинговые и практические занятия (21 занятие) с частотой 1-2 раза в неделю продолжительностью 45-60 минут.
В ходе эксперимента были поставлены и решены следующие задачи по апробации психолого-педагогических условий:
1. расширить круг представлений учащихся;
2. развить такие качества как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления;
3. развить легкость ассоциирования;
4. развить навыки нестандартного мышления;
5. развить творческое мышление;
6. развить способность анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности;
7. развить мыслительные процессы;
8. создать благоприятную атмосферу в классе;
9. создать ситуацию успеха;
10. раскрепостить участников.
Каждая задача была отражена в программе, которую мы разработали.
В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
В опытно-экспериментальной работе были использованы следующие приемы организации ситуаций успеха: прием "Эмоциональный всплеск" или "Ты так высоко взлетел"; прием "Эврика"; прием "Линия горизонта".
Эвристические методы генерирования новых идей использовались на различных уроках (русский язык, литература, физика и др.). Так, например, прием образного сравнения (аналогии), когда какой-то сложный процесс или явление сравнивается с более простым и понятным, использовался при составлении загадок, поговорок, пословиц.
Активные методы обучения использовались на основе эвристических правил их применения.
План тренинговых занятий по развитию творческой активности подростков.
Форма проведения:
Групповые занятия. Каждое занятие состоит из трех частей:
Вводная часть (ритуал приветствия).
Основная часть (рабочая, включающая информацию, упражнения, этюды, игры). Обсуждение результатов.
Завершение (ритуал прощания). Подведение итогов
Тема |
Цель |
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ «Я – Ты - Мы» |
Формулирование внутригрупповых правил поведения, первичная адаптация участников группы к тренинговой форме работы, развитие доверия. |
ДЕНЬ ВТОРОЙ «Путешествие в мир фантазий» |
развитие умения фантазировать. |
ДЕНЬ ТРЕТИЙ «Трудные игры» |
развитие умения находить выход из сложных ситуаций. Творческое решение проблем. |
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ «Креативное письмо» |
развитие вербального мышления. |
ДЕНЬ ПЯТЫЙ «Мир души» |
самопознание, принятие себя. |
ДЕНЬ ШЕСТОЙ «Сотрудничество» |
Создание атмосферы принятия и понимания в группе. |
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ «Маяк» |
развитие уверенности в себе, в своих силах. |
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ «Голос интуиции» |
развитие эвристического потенциала, интуитивного решения задач. |
Великая педагогика:
Причины необъективности педагогической
оценки
По поводу процедуры выставления отметок, которую принято называть контролем или проверкой знаний, умений и навыков, справедливо замечают, что допускается смешение понятий, так как мы имеем дело с двумя различными процессами: процессом определения уровней знаний и процессом установления ценности дан ...
Педагогическая оценка как стимул
Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности-обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выпо ...
Приемы и способы накопления и обогащения сенсорного опыта слабовидящих
дошкольников
Безусловно, развитие зрительного восприятия является приоритетным направлением в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения. Учителя-дефектологи детских садов для детей с нарушениями зрения в своей работе опираются на программы Л.В. Фомичевой (Рудаковой) и Л.И. Плаксиной. Л.А. Дружинина в с ...