Темы практических занятий по развитию творческой активности учащихся подросткового возраста
1-3. “Наше творчество”
Цель: Развить способности, необходимые в творческой деятельности.
Задачи:
развить легкость ассоциирования;
развить беглость, гибкость и оригинальность (продуктивность) мышления; {LINKS}
развить творческое мышление.
4-5. “Наш интеллект”
Цель: Развить интеллектуальные способности.
Задачи:
расширить круг представлений учащихся;
развить способность анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности;
развить мыслительные процессы.
6. “Это интересно”
Цель: Осуществить мотивацию на развитие творческой активности.
Задачи:
сформировать ценностное отношение к окружающему миру;
развить легкость ассоциирования;
создать ситуацию успеха.
7.“Настроение”
Цель: Помочь детям научиться осознавать эмоциональные состояния.
Задачи:
создать благоприятную атмосферу в классе;
создать ситуацию успеха;
раскрепостить участников;
улучшить настроение.
8-10. “Выдумай-ка”
Цель: Развить способности, необходимые в творческой деятельности.
Задача:
развить беглость, гибкость и оригинальность (продуктивность) мышления;
развить легкость ассоциирования;
создать ситуацию успеха.
11. “Подумай - ка”
Цель: Развить интеллектуальные способности.
Задачи:
развить мыслительные процессы;
расширить круг представлений учащихся;
развить способность анализировать, обобщать и умения выявлять закономерности.
12. “Отгадай - ка”
Цель: Развить способности, необходимые в творческой деятельности.
Задача:
развить беглость, гибкость и оригинальность (продуктивность) мышления;
развить легкость ассоциирования;
создать ситуацию успеха.
13. “Веселушки”
Цель: Помочь детям научиться осознавать эмоциональные состояния.
Задачи:
расширить круг представлений учащихся;
создать благоприятную атмосферу в классе;
раскрепостить участников.
Поскольку нами были определены показатели по структурным компонентам творческой активности (направленность на осуществление творческой деятельности; готовность к творческой деятельности; способность к осуществлению творческой деятельности) и внедренные психолого-педагогические условия были направлены на повышение именно этих показателей, на контрольном этапе мы предполагали обнаружить статистически значимые изменения показателей творческой активности у учащихся экспериментального класса и незначительные изменения у учащихся контрольного класса в сравнении с результами констатирующего этапа эксперимента.
На этапе контрольного эксперимента для диагностики показателей творческой активности мы использовали аналогичные методики.
На первом этапе выявлялись изменения направленности на осуществление творческой деятельности учащихся ЭК и КК.
Диагностика познавательной потребности на контрольном этапе дала следующие результаты. В обоих группах познавательная потребность оказалась умеренной. Средние показатели в контрольной и экспериментальной группе составили 12,58 и 13,16 баллов соответственно. При этом прирост в КК составил 0,25 баллов, в ЭК – 1,68 баллов. Можно предположить, что некоторый рост данного показателя в КК обуславливается тем, что контрольный этап проходил в конце учебной четверти. Учителя заметили изменение в поведении учащихся на занятиях, связанное со стремлением улучшить свои результаты в четверти.
На рисунке 2.8. и 2.9. представлены средние значения выявленных уровней познавательной потребности учащихся ЭК и КК до и после формирующего этапа эксперимента.
Введем условные обозначения:
I – выраженность сильная;
II – выраженность умеренная;
III – выраженность слабая.
Рис. 2.8. Степень выраженности познавательной потребности у учащихся ЭК до и после формирующего этапа эксперимента
Великая педагогика:
Понятие метапознания
В последние годы в центре внимания ряда западных психологов оказались так называемые метакогнитивные процессы, отвечающие за управление ходом текущей интеллектуальной деятельности. В отечественной психологии также неоднократно высказывалась идея о том, что для оценки индивидуальных интеллектуальных ...
Описание методики исследования и процедуры ее проведения
Эксперимент по определению и повышению уровня овладения орфографией у учащихся начальных классов проводился в ООШ «Начальная школа – Детский сад» города Железноводска в 3 В классе. В классе 27 человек из них 13 девочек и 14 мальчиков в возрасте от 9 до 10 лет. Целью исследования являлось выявить ур ...
Индивидуальный подход к одаренным детям
Одаренные дети представляют собой совершенно особую часть детского населения, которой требуется индивидуализированное обучение. Необходимо уделять больше внимания развитию у детей творческих способностей, интеллектуальной инициативы, критического мышления, социальной ответственности и качеств беско ...