Следовательно, вышеназванные критерии творчества - новизна и оригинальность, дополним одним из самых важных характерных признаков - развитие человека как личности и общества в целом, при этом большое значение приобретает нравственное начало, которое побуждает человека к творчеству. {LINKS}
Основу творческого процесса составляет личностное начало. Само творчество является свойством человеческой личности, признаком определенного этапа ее сформированности. Творчество ценно, поскольку стимулирует развитие и воспитание личности. В творчестве человек создает самого себя.
В.И. Андреев считает, что «творчество имеет два вектора - один направлен вовне, в предметную деятельность, а другой - на самого человека, на самосозидание». Среди основополагающих признаков творчества он выделяет:
наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;
социальная и личная значимость, и прогрессивность, т.е. она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме это не творчество, а варварство);
наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;
наличие субъективных личностных качеств - знаний, умении, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности (предпосылок личности);
новизна и оригинальность процессов и результатов.
По утверждению В.И. Андреева, при исключении хотя бы одного из характеризующих компонентов творческая деятельность "либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой". Творчество, по В.И.Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи, для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью.
Главное в творчестве не внешняя активность, а внутренняя - акт создания "идеала", образа мира. Внешняя активность - лишь реализация идеи в окончательном продукте и является второстепенной по отношению к активности внутренней.
Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменение состояния сознания.
В качестве важного направления в разработке проблемы творчества следует выделить цикл экспериментальных исследований, посвященных анализу внутренних механизмов, реуглирующих творческий процесс. Здесь особенно следует выделить концепцию Я.А. Пономарёва, который показал, что основное содержание творческого процесса составляет сложная динамика взаимодействия осознаваемых и неосознаваемых компонентов. Вывод, который он сделал на основании психологической модели интуитивных решений, заключается в том, что творческим процессом можно управлять как с точки зрения его развития (через формирование уровней), так и с точки зрения его организации (через организацию неосознаваемого опыта). Критерием творческого акта, по Я.А. Пономареву, является уровневый переход: потребность в новом знании складывается на высшем сознательно-рациональном уровне творческой деятельности; средства удовлетворения этой потребности складываются на низких структурных уровнях. Они включаются в процесс, происходящий на высшем уровне, что приводит к возникновению нового способа взаимодействия человека с миром и возникновению нового знания. Тем самым творческий продукт порождается интуицией и не может быть получен на основе логического вывода.
Основой успеха решения творческих задач, по Я.А. Пономареву, является способность действовать "в уме". Со способностью к творчеству связаны два личностных качества, а именно познавательная мотивация и чувствительность человека к побочным образованиям (мыслям, образам, чувствам, внешним продуктам), которые возникают при мыслительном процессе.
Великая педагогика:
Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности
Исследование проводилось в гимназии № …г. . Выборку испытуемых составили 60 учеников: по 20 человек второго, третьего и четвертого классов. В составе выборки было 55% девочек и 45% мальчиков. Все дети обучаются в гимназии с первого класса. Одним из важных показателей, свидетельствующем о познавател ...
Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...
Восприятие времени
В отличие от ощущений в образе восприятия субъекту дано не только представление о времени как таковом, но и представление о его размерности. В восприятии время дифференцируется, дробится на отрезки, интервалы. Появляется переживание не просто длительности или последовательности, но и определенной ...