Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Педагогическая информация » Психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста » Сущностно-содержательная характеристика понятий «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогических исследований

Страница 9

Воздействия внешнего мира имеют неодинаковую побудительную силу. Побудительная сила внешних воздействий определяется не только их интенсивностью, но и отношением личности к этим воздействиям. Отношение, выступая атрибутом сознания, системой индивидуальных сознательных и избирательных связей личности с объективной действительностью «фильтрует» воздействия внешнего мира, является первоначальной активной реакцией личности на внешние стимулы. При положительном отношении личности к внешним воздействиям сила этих воздействий возрастает, при отрицательном – снижается. {LINKS}

Отношение связано также с принципом значимости, а в значимости, как известно, запечатлена потребность личности. С возрастом потребности школьников совершенствуются. Это ведёт к совершенствованию их отношений. Отношение представляет собой систему сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности и возникает всегда как сознательный элемент. С развитием сознания школьников формируются, следовательно и их отношения. Подобное развитие отношений происходит и с развитием эмоций школьников, т.к. отношение выражает переживания личности, является эмоциональным стимулом личности.

Динамизм творческой активности определяется, безусловно, сформированностью преобразующего отношения к деятельности, готовности к ней, самой преобразующей деятельностью. И тем не менее начало процесса мышления (уяснение цели, определение задачи и выбор методов, средств для её решения), сам процесс мышления (актуализация нужных знаний, установление возможных случаев отношения нового с ранее пройденным, анализ и синтез рассматриваемых фактов, предметов, явлений и т.д.) определяются прежде всего знаниями. Вне знаний, хотя бы самых элементарных, невозможна умственная деятельность. Ученик не может мыслить, не может проявлять глубину ума, гибкость, сообразительность, не располагая определёнными знаниями. Каждое новое знание может быть усвоено сознательно, если учащиеся овладели теми предшествующими знаниями, идеями, понятиями, на которых ожидается вновь усваиваемое знание. И чем шире, прочнее эти знания ученика, чем больше направлений они включают, тем выше у него уровень анализа и синтеза, обобщения и абстрагирования, тем свободнее он оперирует своими конкретными знаниями.

Уровень протекания мыслительного процесса определят не отдельные изолированные знания, а их система. По мере овладения системой знаний, их систематизации школьники усваивают ведущие идеи современной науки. У них развиваются логическое мышление с его свойствами абстрагирование и обобщения, внимание, память и другие психические процессы.

Эффективность умственной деятельности определяется и умениями, навыками выполнения учебной работы. Они неотъемлемы от знаний. Если знания, лежащие в основе их, хорошо поняты, осмыслены учениками, то процесс формирования умений и навыков протекает успешно.

Развитие творческой активности обеспечивает не только накопление системы знаний, но и своего рода фонда умственных приёмов, операций, хорошо отработанных и прочно закреплённых: операции мышления (анализирующее наблюдение, сравнение, анализ и синтез, абстракция, обобщение и конкретизация); приёмы осмысленного запоминания (смысловая группировка, составление плана, тезисов); обобщенные способы учебной работы (умение работать с книгой, умение слушать, наблюдать, планировать свою деятельность, контролировать её); перенос усвоенных знаний, умений и навыков на решение новых задач как внутри, так и межпредметного характера и др.

Однако для развития творческой активности учащихся только логических механизмов недостаточно. Необходимо формировать интуитивные механизмы, эвристический потенциал.

Исходным для анализа и конструирования учебно-познавательной деятельности подростков служит положение С.Л. Рубинштейна о том, что «всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятые в своей реальной конкретности, совершаются на различных уровнях, многопланово».

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10

Великая педагогика:

Подбор соответствующего реквизита и технических средств
За годы существования группы для незрячих детей в 204 дошкольном учреждении постоянно накапливался реквизит для проведения подвижных игр. Сюда входят различные звучащие принадлежности, различные по осязанию поверхности, технические средства. К звучащим пособиям относятся: Специальные браслеты – пре ...

Урок – ролевая игра
Одним из эффективных способов создания ситуации, способствующей говорению, является ролевая игра. Обучающие возможности заключаются в следующем: Ролевая игра – самая точная модель общения, т.к. в ней предполагается подражание естественной ситуации. Ролевая игра обладает большими возможностями мотив ...

Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской Республики
В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют: Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru