По мнению Никитина В.А. под нормой понимают (от латинского norma) правило, точное представление, установленную меру.
Выражение социальной нормы – это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные, дозволенные стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия. Отклоняющееся поведение, по мнению Никитина В.А., термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначением. А также Никитин В.А. отклоняющееся поведение называет девиантным (в переводе с латинского deviatio - отклонение), или делинквентным (от латинского delin-guens – правонарушитель). {LINKS}
Подласый И.П. отклоняющееся поведение от нормы называет: асоциальным, антисоциальным, расстроенным, неправильным, искривленным, испорченным и также как Никитин В.А. – девиантным.
По мнению Подласого И.П. девиантное поведение – обычные трудности развития ребенка.
Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание эмоциональной напряженности. Оно характеризуется выходом за нормальные пределы чувств, эмоций, переживаний подростков.
Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение.
Подласый И.П. выделил основные причины отклоняющегося поведения подростков:
-возросшая напряженность жизни, повышенная тревожность большинства людей: многие склонны к пересмотру норм поведения, их упрощению, поведение большинства становится все менее цивилизованным;
-школьная напряженность, выражающаяся в увеличении объемов и интенсивности занятий, повышении темпов;
-большое давление на неокрепшие умы и нервы школьников вызывает рассогласование между тем, что ребенок видит в реальной жизни, и тем, чему его учат, чего от него требуют в школе;
-широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания с ними считаться;
-интеллектуальная неразвитость, душевная черствость, эмоциональная глухота значительной части детей;
-неблагоприятная наследственность;
-дефекты самооценки, завышение ее, нежелание признавать объективные оценки и с ними считаться;
-неустойчивость нервных процессов в условиях, благоприятных для возникновения отклоняющегося поведения;
-отсутствие волевой саморегуляции (импульсивность, расторможенность, несдержанность);
-асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, наркомания, преступный образ жизни и т.п.);
-полное безразличие к ребенку или, наоборот, чрезмерный контроль его со стороны взрослых;
-подстрекательство взрослых, втягивание малолетних в группы асоциального поведения;
-неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка, бунт против ограничения самостоятельности;
-замедленные темпы умственного, социального и морального развития.
Вайзман Н. Выделил три группы отклоняющегося поведения подростков:
1.Психически неустойчивые подростки, которые по физическому и половому развитию отстают от сверстников. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.
2.Подростки с ускоренным половым развитием и повышенной аффективностью, возбудимостью, агрессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.
3.Подростки у которых преобладает расторможенность влечение: сексуальность, бродяжничество, употребление наркотиков. Они злобны, жестоки, агрессивны, раздражительны.
Таким образом, в основе классификации Вайзмана Н. Лежит физическое и психическое здоровье подростка.
По мнению Подласого И.П. классификация отклоняющегося поведения – это выделенные по общему признаку и сведенные в систему виды отклоняющегося поведения вместе с причинами, их обуславливающими, типичными формами проявления.
Классификация Подласого И.П. представлена в виде таблицы:
Видимые проявления |
Эмоциональные состояния |
Цели девиантного поведения |
Особенности проявления |
Чем вызвано поведение |
Группы коррекции | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Непослушание |
Легкое напряжение |
Эмоциональная разрядка |
Сопротивление просьбам |
Особенности возраста |
- | |
Шалость |
Напряжение средней степени |
Выпуск избыточной энергии |
Сопротивление требованиям |
Особенности возраста |
- | |
Озорство |
Двигательное беспокойство |
Устранение двигательного беспокойства |
Постоянное сопротивление советам |
Особенности возраста |
- | |
Проступок |
Беспокойство |
Реализация требований |
Сознательное нежелание правильно вести сея |
Трудности адаптации |
Девиантное поведение | |
Негативизм |
Легкая тревожность |
Стремление к превосходству |
Немотивированное и неразумное сопротивление |
Повышенная эмоциональная напряженность |
Тревожности | |
Упрямство |
Тревожность средней степени |
Стремление к превосходству |
Противодействие просьбам, советам |
Повышенная эмоциональная напряженность |
Тревожности, ассоциальное поведение | |
Капризы |
Высокая тревожность |
Стремление к превосходству |
Намеренное выполнение целесообразных действий |
Неправильное предшествующее воспитание |
Ассоциальное, отклоняющееся поведение | |
Своеволие |
Депрессия |
Уход от трудностей |
Нежелательное неумение понять себя |
Трудности жизни |
Депрессии, ассоциальное поведение | |
Грубость |
Депрессия, депривация |
Поиск защиты, стремление взять свое |
Игнорирование препятствий на пути самоутверждения |
Противоречие «Я – они» |
Эмоциональное состояние | |
Недисциплинированность |
Депривация |
Совершение мести |
Сознательное, умалишенное нарушение норм |
Противоречие «Я – они» |
Агрессивное поведение | |
Агрессия, правонарушения |
Фрустрация |
Деструктивное поведение |
Грубое, циничное нарушение прав других |
Противоречие «Я – они» |
Агрессивное поведение |
Великая педагогика:
Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей. В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая ...
Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные
. К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...
Способы формирования знаний у обучающихся о здоровом образе жизни
Режим дня необходимо соблюдать всем людям. Соблюдение режима дня помогает правильно распределить время. Детский педиатр Д.Т. Сургунов подчеркивал: «Режим – это правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение дня, недели, месяца, го ...