Отклоняющее поведение: понятие, сущность причины, виды

Страница 2

Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделяют также, в своей классификации отклоняющегося поведения, физическое и психическое развитие и состояние подростка, как Вайзман Н., но еще и влияние семейных, культурных факторов, называемых «опытом, неразделимым с родителями» и включающих в себя влияние членов референтных групп сверстников; авторитетных фигур, например формальных и неформальных лидеров; учителей и др. Выделяют личностные расстройства, которые у них представлены в трех кластерах – А, В и С: {LINKS}

Кластер А: параноидные; шизоидные, шизотипические; близки и понятны психиатрам.

Кластер В: антисоциальные; пограничные; гистрионические; нарциссичесие личностные расстройства.

Понимание расстройств, содержащихся в кластере В, для многих специалистов представляет затруднения, несмотря на то, что расстройства, входящие в этот кластер, имеют большее социальное значение по сравнению с нарушениями кластера А. Носители антисоциальных личностных расстройств, характеризуются постоянными антисоциальными и часто противоправными действиями, неспособностью соответствовать принятым социальным нормам, что осложняет их социальные взаимодействия.

Носители пограничных личностных расстройств, характеризуются слабостью идентичности, проявляющаяся в различных контекстах. Речь идет о возникновении у человека вопросов: «Кто он?, Для чего он?».

Возникновение у таких людей ощущения нереальности, ощущения невозможности разобраться в происходящем; нарушение восприятия реальности («все так, но все по-другому»), ощущение взгляда на мир «через стекло».

Для гиетрионических личностных расстройств характерна склонность к преувеличенным эмоциональным реакциям, к драматизации, происходящего, стремление испытывать сильные чувства, выраженный эгоцентризм и экстравертированность. Такие люди нуждаются в постоянном внимании к себе, в необходимость производить на других хорошее впечатление, стремясь быть в центре внимания с целью получить похвалу, используя для этого разные средства, зависящие от возможностей.

Носители нарциссических личностных расстройств, характеризуются грандиозным чувством собственной значимости выраженной в преувеличении собственных способностей и достижений, и ожидании оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны. Реагируют на критику. Такие люди с проявлением чувства ярости, стыда или унижения. Такой человек считает себя униженным, становится раздражительным, злым, даже при незначительных замечаниях.

В кластер С входят расстройства избегания, зависимое и обессивно- компульсивное личностной расстройство.

Под обессивностью понимается навязчивость, а под компульсивностью – насильственность.

Обессивно-компульсивное нарушение характеризуется постоянным возникновением навязчивых мыслей и образов, возникающих в сознании. Чтобы от них избавиться люди часто прибегают к химическим аддикциям. Личностные расстройства избежания, характеризуются социальным дискомфортом, страхом отрицательной оценки в плохой переносимости неодобрения и критики, отсутствие близких людей, избежание близкого контакта с людьми.

Тем не менее, наряду с формами отклоняющегося поведения, входящими в структуру личностных расстройств, существуют другие виды, не входящие в классификацию. Короленко Ц.П. к ним отнести, в частности, такие нарушения поведения как аддиктивное, фанатическое и конформистское поведение. И в качестве отдельной диагностической категории выделяют Гэмблинг (азартные игры), являющиея фактически, одной из форм нефармакологического аддиктивного поведения.

Аддиктивное поведение , по определению Короленко и Сигала, характеризуется стремлением к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

Существуют химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся, в частности, азартные игры (гэмблинг), сексуальная, любовная аддикия, аддикция отношений, работогенная аддикция, аддикция к трате денег, ургентные аддикции.

Аддикциия отношений характеризуется привычкой человека к определенному типу отношений. Аддикты отношений создают, например группу «по интересам». Члены этой группы постоянно и с удовольствием ходят друг к другу в гости, где проводят много времени. Жизнь между встречами сопровождается постоянными мыслями о предстоящей встрече.

Ургентная аддикция проявляется в привычке находиться в состоянии постоянной нехватки времени. Пребывание в каком-то ином состоянии способствует развитию у человека чувства отчаяния и дискомфорта.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура
Как отмечают психологи, понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Учебная деятельность, в широком смысле слова, иногда рассматривается как синоним понятия «научение», «обучение», «учение». Она трактуется как ведущий тип деятельности в возрастном периоде младшего школьника. В работах Д ...

Формы и методы работы учителя, классного руководителя с родителями учащихся
Вся работа школы с семьей делится на две основные группы форм: коллективные и индивидуальные . К коллективным формам работы относятся педагогический лекторий, научно-практическая конференция, родительское собрание и др. Педагогический лекторий преследует цель привлечения внимания родителей к соврем ...

Изучение уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории
Для изучения уровня развития познавательного интереса у младших школьников к истории были разработаны критерии и показатели низкого, среднего и высоко уровней (Таблица 2.1.). Таблица 2.1. Показатели и критерии уровня сформированности познавательного интереса младших школьников к истории. Уровень По ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru