Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей.
В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая весна», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», В.Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага. {LINKS}
Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:
Методика 1. « Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.
Методика 2. « Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.
Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.
Методика 1.
Беседа с детьми проводилась индивидуально.
Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Шишкина «Перед грозой» (приложение №1), и ответить на ряд вопросов:
Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:
Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
Как он выделил главное?
Почему именно это художник выделил в картине?
Линия горизонта:
Покажи, где на картине небо сходится с землей?
Чего в картине больше: земли или неба?
Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?
Многоплановость:
Какие предметы в картине написаны далеко?
Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?
Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?
Формат:
Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
Почему именно так художник положил лист?
В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.
Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования .
Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:
Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;
Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;
Что хотел показать художник, написав эту картину.
Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:
Высокий уровень – отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;
Средний уровень – отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;
Низкий уровень – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.
После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу.
Великая педагогика:
Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у
дошкольников
Наиболее универсальной системой знаковых средств является речь. Поэтому центральной линией развития произвольного поведения у Л.С. Выготского является развитие речевого опосредования. Он пишет: «С помощью речи в сферу объектов, доступных для преобразования ребёнком, включается его собственное повед ...
Общее понятие мышления
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредован ...
Особенности воспитания социальной активности у сирот
Социальная активность является результатом социализации и социального самоопределения учащихся-сирот. Социализация в самом общем смысле может быть определена как процесс и результат включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и в ...