Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей.
В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая весна», И.И.Шишкин «Утро в сосновом бору», В.Васнецов «Аленушка» и др.), народные игрушки по мотивам филимоновской, каргопольской, дымковской росписи. Для работы с детьми имеется необходимое оборудование и материалы: акварель, гуашь, наборы кистей, масленые мелки, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага. {LINKS}
Целью констатирующего этапа стало выявление навыков пейзажного рисования у детей старшего дошкольного возраста.
Для изучения уровня формирования навыков пейзажного рисования мы использовали следующие методики:
Методика 1. « Диагностика уровня представлений о пейзажном рисовании». Цель: выявить у детей уровень представлений о пейзажном рисовании.
Методика 2. « Диагностика уровня навыков пейзажного рисования». Цель: выявить у детей уровень навыков пейзажного рисования.
Было проведено анкетирование для родителей. Цель: выяснить из ответов родителей, какое внимание уделяется пейзажному рисованию в кругу семьи.
Методика 1.
Беседа с детьми проводилась индивидуально.
Инструкция: ребенку предлагалось рассмотреть картину И.И.Шишкина «Перед грозой» (приложение №1), и ответить на ряд вопросов:
Сюжетно композиционный центр, выделение главного в пейзажах:
Про что художник хотел рассказать в этой картине? Что здесь самое главное?
Как он выделил главное?
Почему именно это художник выделил в картине?
Линия горизонта:
Покажи, где на картине небо сходится с землей?
Чего в картине больше: земли или неба?
Почему художник в этой картине написал больше неба (земли)?
Многоплановость:
Какие предметы в картине написаны далеко?
Как ты догадался, что они написаны дальше? Как художник показал это?
Какие предметы написаны в картине ближе, чем другие? Почему именно эти предметы художник написал ближе, чем другие?
Формат:
Как художник расположил лист бумаги, чтобы написать эту картину?
Почему именно так художник положил лист?
В ходе беседы ребенка побуждали отвечать как можно более полно и развернуто.
Полученные данные заносились в протокол по ходу обследования .
Обработка данных осуществлялась по следующим показателям:
Отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично;
Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина;
Что хотел показать художник, написав эту картину.
Основываясь на этих показателях, мы вывели три уровня:
Высокий уровень – отвечает на вопросы правильно, развернуто, логично. Может самостоятельно определить, что изображено, о чем картина, что хотел показать художник, написав эту картину;
Средний уровень – отвечает на вопросы правильно, но не умеет доказать, почему он так думает, что картина рассказывает именно об этом, слабо использует в речи эпитеты, образные сравнения;
Низкий уровень – затрудняется отвечать на поставленные вопросы, вскрывает несущественные связи и содержание пейзажей, не умеет находить выразительные средства.
После беседы, ответы каждого ребенка анализировались отдельно и заносились в таблицу.
Великая педагогика:
Понятие трудного ребенка в начальной школе
Трудные дети – широкое и неоднородное понятие. Это дети, которые встречают трудности в освоении теоретических знаний программного обеспечения. Ребенок, который понимает, что ему не удается то, что другим дается легко, чувствует себя униженным. Это влияет на его моральное состояние. Есть дети, котор ...
Опытно-экспериментальная работа по выявлению
эффективности влияния СМИ на развитие личности подростка
Теоретические посылки, выявленные нами в первой главе, послужили основой для организации опытно-экспериментальной работы. Целью которой стало выявление эффективности влияния СМИ на социокультурное развитие подростка. В эксперименте принимали участие 19 человек 15 - 16 лет, учащиеся 9 класса "А ...
Введение в социальную работу
Тема моего сообщения звучит как аксиома, как утверждение, не требующее доказательств. Между тем, в реальности, все обстоит не так: здоровье на сегодняшний день все еще не стало педагогической категорией, но, очевидно, что и педагогическому сообществу, и гражданскому обществу сегодня необходимо сдел ...