Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня

Педагогическая информация » Обучение рассказыванию как метод формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи » Констатирующий эксперимент. Выявление уровня связной речи у детей 6 лет с ОНР III уровня

Страница 1

Таким образом

, целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение

в системе логопедической работы с детьми ОНР III уровня. Это определяется, прежде всего, ведущей ролью

связной речи в обучении детей дошкольного возраста. Отмечаемое у них системное речевое недоразвитие, как правило, в сочетании с отставанием в развитии ряда психических функций требует дифференцированного подхода к выбору методов и приемов формирования навыков самостоятельных связных высказываний. {LINKS}

Экспериментальное исследование

проводилось в логопедической подготовительной группе детского сада №162 г. Уфы.

Цель эксперимента:

выявить уровень связной речи у детей с ОНР III уровня подготовительной логопедической группы детского сада (второй год обучения).

В исследовании участвовало 10 человек:

1. Настя Н. ОНР III ур.

2. Борис Д. ОНР III ур.

3. Света З. ОНР III ур.

4. Миша К. ОНР III ур.

5. Сережа Х. ОНР III ур.

6. Андрей Ф. ОНР III ур.

7. Мухаммет Х. ОНР III ур.

8. Карина Б. ОНР III ур.

9. Денис Ч. ОНР III ур.

10. Джамиля Х. ОНР III ур.

Исследование проводилось индивидуальным способом в несколько приемов. Все задания предлагались последовательно, в разные дни и утренние часы. Динамические наблюдения за состоянием речи осуществлялись в течение всего периода экспериментального исследования.

Индивидуальный качественный анализ высказываний детей с ОНР III уровня позволил установить несколько уровней, оцениваемых в баллах, выполнения заданий по каждому из видов рассказывания. Схема оценки уровней выполнения заданий прилагается в таблице.

Основными критериями оценки являются:

степень самостоятельности при составлении рассказа, адекватность поставленной задачи, полнота, связность и последовательность изложения, соответствие грамматическим нормам.

Описание эксперимента:

1.Детям предлагается методика

: пересказ русской народной сказки "Репка".

Цель:

выявить уровень умения самостоятельно составлять пересказ по тексту.

Экспериментатор:

- Послушайте сказку внимательно, потом вы будете рассказывать ее сами.

Пересказ Андрея Ф.

" Посадил дед репку. Дед тянул-тянул и не вытащилась. Позвал дед бабушку. Бабушка за дедку. Дедка за репку. Вытащили-вытащили, вытащить не можут. Позвала бабушка внучку. Внучка за бабушку….(перечисляет), тащут, вытащить не можут. Позвала внучка собачку. Собачка за внучку… Вытащить не можут. Собачка кошку позвала. Вот кошка за собачку… Не можут – не можут вытащить. Позвали мышку вытащить. Мышка за кошку, кошка за собачку, собачка за внучку, внучка за бабушку, бабушка за дедку. Вытащили и все!"

2. Детям предлагается методика:

рассказ по серии картин "Находчивый котенок".

Цель:

выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по серии сюжетных картин.

Экспериментатор:

- Посмотрите на эти картинки, и по ним сами придумайте рассказ.

Рассказ Бориса Д.

" Дети делают пещеру зимой. Копают пещеру совочком и лопаткой. Девочка катается на каталке с горы. А котенок смотрит.

Котенок совочек нашел. Он придумал: сел на совочек и покатился с горы".

3. Детям предлагается методика:

рассказ из личного опыта "Моя любимая игрушка".

Цель:

выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ из личного опыта.

Экспериментатор:

- Ребята, вспомните, какая игрушка у вас самая любимая и составьте о ней рассказ.

Рассказ Насти Н.

"Это собачка. Ее зовут Шарик. Она желтая, мягкая, теплая. Есть глаза, нос, уши. Она лает. Я ее люблю, потому что с ней приятно."

4. Детям предлагается методика:

рассказ на тему и продолжению по данному началу.

Цель:

выявить уровень умения самостоятельно составлять рассказ по предложенной теме и данному началу.

Экспериментатор:

- Ребята, послушайте начало рассказа, а окончание вы придумаете сами.

Как-то раз охотник дядя Егор возвращался домой с охоты. Он шел по лесной тропинке, а пред ним бежала собака Дружок. Вдруг…

Вопросы к детям:

- Что было потом? Кого увидел охотник с собакой? Что произошло после этого?

Рассказ Миши К.

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Характеристики и критерии оценки инноваций
По характеру вклада в науку и практику инновации можно разделить на теоретические и практические. Теоретические инновации К теоретическим относятся новые концепции, подходы, гипотезы, направления, закономерности, классификации, принципы в обучении и воспитании, методике преподавания, полученные в р ...

Современное состояние проблемы изучения нарушений письма и их коррекции
Для обозначения нарушений письма используется понятие «дисграфия». Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Письмо представляет собой сложную форму речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, ...

Обобщение опыта работы преподавателей по развитию орфографической зоркости у младшего школьника
Как научить правильно писать – эта проблема всегда волновала учителей и ученых. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы более осознанным и правильным. Хорошо, когда ребенку «дано» от Бога: правила чувствует интуитивно и пишет правильно. Но ведь таких единицы. Известн ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru