Д. Нелепицы.
Ученики 1 класса понимают не все фрагменты, характерна бессистемность рассматривания. Требуются наводящие вопросы. Живая, непосредственная реакция отсутствует. У 4 класса – бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинок. Смех обычно отсутствует. {LINKS}
Методика «Рассказ по опорным картинкам»
В словаре первоклассников отсутствуют слова обобщающего характера. Ученики 1 и 4 классов не знают значение многих слов, в связи с этим бывает непонимание смысла предложения. Наблюдается неточное употребление слов (расплывчатое значение). При диалоге дети не ориентируются на собеседника. Высказывания краткие, на вопросы отвечают односложно. Ученики часто не могут выделить главное с учетом вопроса.
Для анализа возрастной динамики коммуникативных умений мы провели сравнение результатов исследования 1 и 4 классов, которое показало следующее:
Среди первоклассников труднее шли на контакт заторможенные дети, они не проявляли агрессии, но были сдержаны и отвечали вяло. В 4 классе тяжелее установить контакт было с более возбудимыми учениками, возраст которых 13-14 лет. Эти дети менее добродушны, чем остальные; один ребенок был настроен крайне негативно.
В 1 классе большее количество детей, у которых не сформировано чувство дистанции по отношению к незнакомым людям. Практически все первоклассники не соблюдают дистанцию по отношению к воспитателям и учителям, ученики 4 класса ведут себя более сдержанно.
Ситуативные нормы и приветствия более сформированы у четвероклассников; они лучше чувствуют ситуацию, ведут себя более адекватно.
Запас знаний учащихся 4 класса ограничен их непосредственным окружением, у первоклассников выявлено незнание самых элементарных вещей. Трудности актуализации словаря у учащихся 1 класса более значительные. Ученики 4 класса успешнее справляются с классификацией предметов. Но у тех и других наблюдаются одинаковые трудности при образовании группы «транспорт» и отделении «овощей» от «фруктов».
Дети в 4 классе употребляют большее количество слов, обозначающих признаки предмета, подбирают к слову большее количество определений. Ученики 1 класса – 1-2 определения к слову, четвероклассники – 3 определения. Первоклассники реже употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
И те, и другие дети легче воспринимают сходство предметов, чем из различия. У всех учеников вызывает большие трудности задание подобрать антонимы. Синонимы подбираются учениками 4 класса легче.
Уровень выполнения заданий на выявление словарного запаса у учеников 4 класса выше, но тем не менее 11 детей (73,3%) были отнесены к низкому уровню словарного запаса, так же как и все ученики (100 %) 1 класса. Среднему уровню лексического развития соответствуют 4 детей 4 класса (26,7%).
При выполнении заданий на изучение грамматической стороны речи было выявлено, что учащиеся 1 класса при понимании грамматических структур чаще, чем дети в 4 классе, ориентируются на последовательность названия понятий, а не исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции (1 класс – преобладает правильное понимание 3 предложений из 10, 4 класс – 5 предложений).
У всех детей страдает функция словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками.
При проведении нами методики «Образование форм имен существительных» было выяснено, что все ученики очень часто употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных («много лисятах»).
Великая педагогика:
Примеры применения компьютерных средств на уроках
математики
Рассмотрим примеры уроков с использованием электронных средств обучения. №1. Конспект урока по теме «Сравнение дробей» (5 класс). Цель: закрепить навыки сравнения дробей, определения правильных и неправильных дробей, сравнения их с единицей. Оборудование: демонстрационные круги с цветными секторами ...
Основные принципы системы рейтинговой
оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополните ...
Особенности представления старшеклассников о
семейной жизни
Исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодеж ...