Д. Нелепицы.
Ученики 1 класса понимают не все фрагменты, характерна бессистемность рассматривания. Требуются наводящие вопросы. Живая, непосредственная реакция отсутствует. У 4 класса – бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинок. Смех обычно отсутствует. {LINKS}
Методика «Рассказ по опорным картинкам»
В словаре первоклассников отсутствуют слова обобщающего характера. Ученики 1 и 4 классов не знают значение многих слов, в связи с этим бывает непонимание смысла предложения. Наблюдается неточное употребление слов (расплывчатое значение). При диалоге дети не ориентируются на собеседника. Высказывания краткие, на вопросы отвечают односложно. Ученики часто не могут выделить главное с учетом вопроса.
Для анализа возрастной динамики коммуникативных умений мы провели сравнение результатов исследования 1 и 4 классов, которое показало следующее:
Среди первоклассников труднее шли на контакт заторможенные дети, они не проявляли агрессии, но были сдержаны и отвечали вяло. В 4 классе тяжелее установить контакт было с более возбудимыми учениками, возраст которых 13-14 лет. Эти дети менее добродушны, чем остальные; один ребенок был настроен крайне негативно.
В 1 классе большее количество детей, у которых не сформировано чувство дистанции по отношению к незнакомым людям. Практически все первоклассники не соблюдают дистанцию по отношению к воспитателям и учителям, ученики 4 класса ведут себя более сдержанно.
Ситуативные нормы и приветствия более сформированы у четвероклассников; они лучше чувствуют ситуацию, ведут себя более адекватно.
Запас знаний учащихся 4 класса ограничен их непосредственным окружением, у первоклассников выявлено незнание самых элементарных вещей. Трудности актуализации словаря у учащихся 1 класса более значительные. Ученики 4 класса успешнее справляются с классификацией предметов. Но у тех и других наблюдаются одинаковые трудности при образовании группы «транспорт» и отделении «овощей» от «фруктов».
Дети в 4 классе употребляют большее количество слов, обозначающих признаки предмета, подбирают к слову большее количество определений. Ученики 1 класса – 1-2 определения к слову, четвероклассники – 3 определения. Первоклассники реже употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.
И те, и другие дети легче воспринимают сходство предметов, чем из различия. У всех учеников вызывает большие трудности задание подобрать антонимы. Синонимы подбираются учениками 4 класса легче.
Уровень выполнения заданий на выявление словарного запаса у учеников 4 класса выше, но тем не менее 11 детей (73,3%) были отнесены к низкому уровню словарного запаса, так же как и все ученики (100 %) 1 класса. Среднему уровню лексического развития соответствуют 4 детей 4 класса (26,7%).
При выполнении заданий на изучение грамматической стороны речи было выявлено, что учащиеся 1 класса при понимании грамматических структур чаще, чем дети в 4 классе, ориентируются на последовательность названия понятий, а не исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции (1 класс – преобладает правильное понимание 3 предложений из 10, 4 класс – 5 предложений).
У всех детей страдает функция словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками.
При проведении нами методики «Образование форм имен существительных» было выяснено, что все ученики очень часто употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных («много лисятах»).
Великая педагогика:
Диагностика сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ
Основными критериями сформированности знаний у младших школьников о ЗОЖ выступили: 1. Знания детей о строении тела человека, о здоровье и здоровом образе жизни, осознанность этих знаний. 2. Активное отношение детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в ег ...
Анализ условий формирования знаний о здоровом образе жизни у обучающихся через
использование метода проектов на уроках физической культуры
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 3 «А» классе. При анализе ответов школьников 3 «А» класса на вопросы анкеты ...
Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее ...