Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 5

Д. Нелепицы.

Ученики 1 класса понимают не все фрагменты, характерна бессистемность рассматривания. Требуются наводящие вопросы. Живая, непосредственная реакция отсутствует. У 4 класса – бессистемность и недостаточная активность процесса рассматривания картинок. Смех обычно отсутствует. {LINKS}

Методика «Рассказ по опорным картинкам»

В словаре первоклассников отсутствуют слова обобщающего характера. Ученики 1 и 4 классов не знают значение многих слов, в связи с этим бывает непонимание смысла предложения. Наблюдается неточное употребление слов (расплывчатое значение). При диалоге дети не ориентируются на собеседника. Высказывания краткие, на вопросы отвечают односложно. Ученики часто не могут выделить главное с учетом вопроса.

Для анализа возрастной динамики коммуникативных умений мы провели сравнение результатов исследования 1 и 4 классов, которое показало следующее:

Среди первоклассников труднее шли на контакт заторможенные дети, они не проявляли агрессии, но были сдержаны и отвечали вяло. В 4 классе тяжелее установить контакт было с более возбудимыми учениками, возраст которых 13-14 лет. Эти дети менее добродушны, чем остальные; один ребенок был настроен крайне негативно.

В 1 классе большее количество детей, у которых не сформировано чувство дистанции по отношению к незнакомым людям. Практически все первоклассники не соблюдают дистанцию по отношению к воспитателям и учителям, ученики 4 класса ведут себя более сдержанно.

Ситуативные нормы и приветствия более сформированы у четвероклассников; они лучше чувствуют ситуацию, ведут себя более адекватно.

Запас знаний учащихся 4 класса ограничен их непосредственным окружением, у первоклассников выявлено незнание самых элементарных вещей. Трудности актуализации словаря у учащихся 1 класса более значительные. Ученики 4 класса успешнее справляются с классификацией предметов. Но у тех и других наблюдаются одинаковые трудности при образовании группы «транспорт» и отделении «овощей» от «фруктов».

Дети в 4 классе употребляют большее количество слов, обозначающих признаки предмета, подбирают к слову большее количество определений. Ученики 1 класса – 1-2 определения к слову, четвероклассники – 3 определения. Первоклассники реже употребляют прилагательные, обозначающие внутренние качества человека.

И те, и другие дети легче воспринимают сходство предметов, чем из различия. У всех учеников вызывает большие трудности задание подобрать антонимы. Синонимы подбираются учениками 4 класса легче.

Уровень выполнения заданий на выявление словарного запаса у учеников 4 класса выше, но тем не менее 11 детей (73,3%) были отнесены к низкому уровню словарного запаса, так же как и все ученики (100 %) 1 класса. Среднему уровню лексического развития соответствуют 4 детей 4 класса (26,7%).

При выполнении заданий на изучение грамматической стороны речи было выявлено, что учащиеся 1 класса при понимании грамматических структур чаще, чем дети в 4 классе, ориентируются на последовательность названия понятий, а не исходя из предложенной в их основу грамматической конструкции (1 класс – преобладает правильное понимание 3 предложений из 10, 4 класс – 5 предложений).

У всех детей страдает функция словообразования и словоизменения: трудности образования прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками.

При проведении нами методики «Образование форм имен существительных» было выяснено, что все ученики очень часто употребляют форму родительного падежа множественного числа существительных («много лисятах»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Восприятие и представление
В обыденной жизни слово «представление» употребляется в различных значениях. Оно может означать понимание, выра­жаемое, например, вопросом: «Ты представляешь себе, что ты натворил?», упо­требляться в значении знания о чем-то, например в высказывании «Я не пред­ставляю себе [не знаю], что это такое» ...

Физическое воспитание и развитие навыков ходьбы
Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, ко ...

Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с ОНР
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школ ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru