Дети-олигофрены употребляют в основном лишь стандартные жесты, понимание же их при использовании другими людьми затруднено. В процессе беседы часто не смотрят на собеседника, поворачиваются в другую сторону.
Навязчивые дети не соблюдают дистанцию, постоянно используют тактильные средства общения (дотрагивания, поглаживания), которые очень часто бывают не к месту. Многие ученики во время беседы не чувствуют эмоциональное состояние партнера, не улавливают подходящий момент для общения. Вследствие этого дети часто не могут прогнозировать развитие ситуации. {LINKS}
Умственно отсталые школьники гораздо жестче и сильнее отвечают на конфликт. Нет постепенных и связных переходов. Часто не могут найти компромиссного решения. Крайний характер имеет и проявление чувств радости, веселья, огорчения.
У учеников 1 класса нет особой избирательности в личных отношениях, они имеют диффузный характер. Положение в коллективе зависит от оценки взрослого.
На замечания учителей и воспитателей умственно отсталые дети реагируют по-разному: возбудимые ученики 4 класса не слушают и поступают по-своему, бурно реагируя на замечания; возбудимые первоклассники выполняют требования, но через некоторое время делают то же самое; заторможенные дети выслушивают молча, обижаются.
Методика изучения уровня речевого развития
1. изучение уровня связной речи детей
а) понимание текста: все ученики 1 класса (100%) набрали 0 баллов, т.е. не могли правильно сформулировать основную мысль текста.
Учащиеся 4 класса: 0 баллов набрали 9 человек (60%); 1 балл – 5 человек (33,3%) – требовалась помощь, наводящие вопросы; 2 балла – 1 человек (6,7%) – основная мысль текста сформулирована
б) структурирование текста:
нарушение структуры текста (0 баллов) – 14 человек 1 класса (93,3%) и 4 человека 4 класса (26,7%).
Некоторые отклонения от структуры текста (1 балл) характерны для 1 ученика 1 класса (6,7%) и для 10 учеников 4 класса (66,7%).
Умение последователь строить пересказ наблюдается у 1 человека 4 класса (6,7%)
в) лексика: бедность лексики, отсутствие замены авторских выразительных средств собственными (0 баллов) характерны для всех учеников 1 класса (100 %) и 10 учеников 4 класса (66,7%).
У 5 человек 4класса (33,3 %) присутствуют попытки замены авторских выразительных средств собственными – 1 балл
г) грамматика: неправильное построение предложений, неумение использовать сложные предложения (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %), 7 учеников 4 класса (46,6%).
Небольшое количество грамматических ошибок (1 балл) – 7 детей 4 класса (46,7%).
Правильное построение предложений (2 балла) – 1 ученик 4 класса – 6,7%
д) плавность речи: многочисленные паузы, необходимость в подсказках (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %) и 11 учеников 4 класса (73,3%).
Небольшое количество подсказок, короткие паузы (1 балл) – 4 человека 4 класса – 26,7% (см. Приложение, гистограмма 5).
Обобщая полученные данные, мы выяснили, что все дети 1 класса (100 %) относятся к низкому уровню развития связной речи. Ученики 4 класса: 13 человек (86,7%) соответствуют низкому, 2 человека (13,3%) – среднему уровню.
То есть дети не могут правильно сформулировать основную мысль текста, выделить главное. Не могут последовательно и точно строить пересказ, сопоставить его со структурой содержания. Передают текст упрощенно, пропускают многие важные детали. Начало рассказа воспроизводится учениками почти дословно, дальше дети могут путаться, добавлять то, чего не было в тексте.
Великая педагогика:
Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом
В большинстве зарубежных стран обучение социальной работе имеет продолжительные традиции. Вопросы подготовки квалифицированных кадров в области социальной работы впервые остро встали уже в конце Х1Х века. Депрессия, многочисленные проблемы отдельных людей и групп заставили многих в те годы посмотре ...
Современное состояние проблемы преподавания истории
в начальной школе
В период демократизации общественной жизни в нашей стране всё большое значение придается изучению в начальной школе отечественной истории. На основе знания родной истории младшим школьникам легче понять и усвоить самое главное в жизни и в школе. Вводный, первоначальный курс называется пропедевтичес ...
Методы и приемы изучения состава слов
Знакомство со значащими частями слова, с морфемным составом слова программа предполагает во втором классе. Дается слово лес, к нему подбираются слова: лесок, лесник, лесной. Вводится термин «корень» и «однокоренные слова»; в понятие «корень» будет входить признак: главная смысловая часть, общая для ...