Дети-олигофрены употребляют в основном лишь стандартные жесты, понимание же их при использовании другими людьми затруднено. В процессе беседы часто не смотрят на собеседника, поворачиваются в другую сторону.
Навязчивые дети не соблюдают дистанцию, постоянно используют тактильные средства общения (дотрагивания, поглаживания), которые очень часто бывают не к месту. Многие ученики во время беседы не чувствуют эмоциональное состояние партнера, не улавливают подходящий момент для общения. Вследствие этого дети часто не могут прогнозировать развитие ситуации. {LINKS}
Умственно отсталые школьники гораздо жестче и сильнее отвечают на конфликт. Нет постепенных и связных переходов. Часто не могут найти компромиссного решения. Крайний характер имеет и проявление чувств радости, веселья, огорчения.
У учеников 1 класса нет особой избирательности в личных отношениях, они имеют диффузный характер. Положение в коллективе зависит от оценки взрослого.
На замечания учителей и воспитателей умственно отсталые дети реагируют по-разному: возбудимые ученики 4 класса не слушают и поступают по-своему, бурно реагируя на замечания; возбудимые первоклассники выполняют требования, но через некоторое время делают то же самое; заторможенные дети выслушивают молча, обижаются.
Методика изучения уровня речевого развития
1. изучение уровня связной речи детей
а) понимание текста: все ученики 1 класса (100%) набрали 0 баллов, т.е. не могли правильно сформулировать основную мысль текста.
Учащиеся 4 класса: 0 баллов набрали 9 человек (60%); 1 балл – 5 человек (33,3%) – требовалась помощь, наводящие вопросы; 2 балла – 1 человек (6,7%) – основная мысль текста сформулирована
б) структурирование текста:
нарушение структуры текста (0 баллов) – 14 человек 1 класса (93,3%) и 4 человека 4 класса (26,7%).
Некоторые отклонения от структуры текста (1 балл) характерны для 1 ученика 1 класса (6,7%) и для 10 учеников 4 класса (66,7%).
Умение последователь строить пересказ наблюдается у 1 человека 4 класса (6,7%)
в) лексика: бедность лексики, отсутствие замены авторских выразительных средств собственными (0 баллов) характерны для всех учеников 1 класса (100 %) и 10 учеников 4 класса (66,7%).
У 5 человек 4класса (33,3 %) присутствуют попытки замены авторских выразительных средств собственными – 1 балл
г) грамматика: неправильное построение предложений, неумение использовать сложные предложения (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %), 7 учеников 4 класса (46,6%).
Небольшое количество грамматических ошибок (1 балл) – 7 детей 4 класса (46,7%).
Правильное построение предложений (2 балла) – 1 ученик 4 класса – 6,7%
д) плавность речи: многочисленные паузы, необходимость в подсказках (0 баллов) – 15 учеников 1 класса (100 %) и 11 учеников 4 класса (73,3%).
Небольшое количество подсказок, короткие паузы (1 балл) – 4 человека 4 класса – 26,7% (см. Приложение, гистограмма 5).
Обобщая полученные данные, мы выяснили, что все дети 1 класса (100 %) относятся к низкому уровню развития связной речи. Ученики 4 класса: 13 человек (86,7%) соответствуют низкому, 2 человека (13,3%) – среднему уровню.
То есть дети не могут правильно сформулировать основную мысль текста, выделить главное. Не могут последовательно и точно строить пересказ, сопоставить его со структурой содержания. Передают текст упрощенно, пропускают многие важные детали. Начало рассказа воспроизводится учениками почти дословно, дальше дети могут путаться, добавлять то, чего не было в тексте.
Великая педагогика:
Социально-психологическое сопровождение
учащихся-сирот с целью обеспечения благоприятных условий для саморазвития
В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова глагол «сопровождать» употребляется в значении «проходить с кем-то часть пути, ехать с кем-нибудь в качестве спутника или провожатого». Аналогичное лексическое значение рассматриваемой словоформы предлагают С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, п ...
Проблема содержание социального образования
Социальное образование как область педагогики получило широкое распространение в России, а, следовательно, и Беларуси в первой половине 90-х годов. В эти годы серьезно переосмысливаются подходы к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, ведется поиск эфф ...
Реализация занятия как средства развития познавательной активности детей
старшего дошкольного возраста
С детьми экспериментальной группы мы начали проводить занятия, направленные на формирование познавательной активности. Неспецифичность операциональных компонентов познавательной активности ребенка делает возможным ее формирование в контексте различных форм детской деятельности. В качестве детских в ...