Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.
{LINKS}В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.
Исследования видных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение.
Умения общаться, т.е. коммуникативные умения, это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Это речевые умения, социально-психологические, умения использовать в общении нормы речевого этикета и невербальные средства, умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах деятельности.
Отсутствие умений общаться потенциального заключает в себе опасность вынужденного одиночества человека. Это своеобразный психологический тупик, у человека формируется чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает полосу «отчуждения» между ним и окружающими.
Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.
Структура коммуникативных умений включает в себя большое число компонентов, но внимание уделялось в основном изучению речевого умения. У умственно отсталых исследованием речи в психологическом аспекте занимались В.Петрова, М.Певзнер, Шлезингер, М.Зееман и другие.
Изучение коммуникативных умений умственно отсталых детей позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.
Данные положения говорят о значимости и актуальности проблемы.
Целью нашей работы является – изучение коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.
Объект исследования – коммуникативные умения личности.
Предмет исследования – коммуникативные умения личности.
Предмет исследования – коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.
Гипотеза – мы предполагаем, что коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности имеют такие черты, как неадекватность включения в ситуацию общения; отсутствие ориентации на собеседника в процессе диалога; малоразвернутость и фрагментарность связных высказываний.
Задачи исследовательской работы:
1. Рассмотреть проблему общения в психологии;
2. Систематизировать представления о коммуникативных умениях в научной литературе;
3. Исследовать коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности;
4. Провести сравнительный анализ коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью 1 и 4 классов.
Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.
В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков и 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз – олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности.
Методы:
1. Наблюдение
2. Беседа
3. Тест.
Методики:
1. Методика изучения уровня речевого развития
2. Методики Забрамной:
а) сюжетные картинки
б) рассказ по опорным картинкам.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Великая педагогика:
Содержание профессионального обучения
В общеобразовательных лицеях студенты в течение трёх лет проходят подготовку к поступлению в университеты Франции. Общеобразовательное направление имеет несколько уклонов: в филологию, экономику или естественные науки. В зависимости от выбранной специализации лицеисты сдают три основных экзамена на ...
Основные принципы системы рейтинговой
оценки
Рассмотрим основные принципы системы рейтинговой оценки. Относительность оценки рейтинга: общее количество баллов по теме определяется в зависимости от отведенного на ее изучение часов, а также значимости данной темы по сравнению с другими. Для определения рейтинга вводятся обязательные и дополните ...
Каким должен быть современный учебник
Современному учебнику как основному средству обучения учебнику должны быть присущи следующие функции: -информационная, -систематизирующая, -обучающая и контролирующая. Кроме того, ряд авторов выделяют воспитательную и развивающую функции учебника. Традиционно в отечественной дидактике принято счита ...