Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Одна из первых социальных потребностей ребенка – это потребность в общении. Общение – сложный и весьма многогранный процесс. Б.Д.Парыгин отметил, что этот процесс может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия людей, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимного переживания и взаимного понимания друг друга.

{LINKS}

В психологическом подходе общение определяется как специфическая форма деятельности и как самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности личности. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Исследования видных психологов Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, Д.Б.Эльконина и их последователей показали, что психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным контактом с близкими взрослыми, особенностями его сотрудничества с ними. От того, как сложится опыт общения в детстве зависит способность человека оценивать себя и регулировать свое поведение.

Умения общаться, т.е. коммуникативные умения, это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности. Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Это речевые умения, социально-психологические, умения использовать в общении нормы речевого этикета и невербальные средства, умения общаться в различных организационно-коммуникативных формах деятельности.

Отсутствие умений общаться потенциального заключает в себе опасность вынужденного одиночества человека. Это своеобразный психологический тупик, у человека формируется чувство ущербности, неполноценности, озлобляет его, создает полосу «отчуждения» между ним и окружающими.

Общение людей осуществляется в основном с помощью речи. Что касается умственно отсталых, то, по мнению Л.С.Выготского, ограниченность представлений об окружающем мире, слабость речевых контактов, незрелость интересов, снижение потребности в речевом общении представляют собой значимые факторы, обусловливающие замедленное и аномальное развитие коммуникативных умений у умственно отсталых детей.

Структура коммуникативных умений включает в себя большое число компонентов, но внимание уделялось в основном изучению речевого умения. У умственно отсталых исследованием речи в психологическом аспекте занимались В.Петрова, М.Певзнер, Шлезингер, М.Зееман и другие.

Изучение коммуникативных умений умственно отсталых детей позволяет наиболее грамотно построить процесс их обучения, воспитания и развития, делает более успешной социализацию.

Данные положения говорят о значимости и актуальности проблемы.

Целью нашей работы является – изучение коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.

Объект исследования – коммуникативные умения личности.

Предмет исследования – коммуникативные умения личности.

Предмет исследования – коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности.

Гипотеза – мы предполагаем, что коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности имеют такие черты, как неадекватность включения в ситуацию общения; отсутствие ориентации на собеседника в процессе диалога; малоразвернутость и фрагментарность связных высказываний.

Задачи исследовательской работы:

1. Рассмотреть проблему общения в психологии;

2. Систематизировать представления о коммуникативных умениях в научной литературе;

3. Исследовать коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности;

4. Провести сравнительный анализ коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью 1 и 4 классов.

Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате VIII вида.

В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков и 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз – олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности.

Методы:

1. Наблюдение

2. Беседа

3. Тест.

Методики:

1. Методика изучения уровня речевого развития

2. Методики Забрамной:

а) сюжетные картинки

б) рассказ по опорным картинкам.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.

Великая педагогика:

Основные средства морально-нравственного воспитания в этнопедагогике
Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, пример-идеал, каждый из которых способствует нравственному воспитанию. Важная особенность этнопедагогики - ее природосообразность, возникает благодаря естественности народных ...

Мотивация изучения математических понятий
Начальным этапом формирования понятий является мотивация. Сущность этого этапа заключается в подчеркивании важности изучения понятия, в побуждении школьников к целенаправленной и активной деятельности, в возбуждении интереса к изучению понятия. Мотивация может осуществляться как по средствам привле ...

Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура
Как отмечают психологи, понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Учебная деятельность, в широком смысле слова, иногда рассматривается как синоним понятия «научение», «обучение», «учение». Она трактуется как ведущий тип деятельности в возрастном периоде младшего школьника. В работах Д ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru