Проблема изучения коммуникативных умений в научной литературе

Страница 1

Категория «общение» является базовой для социально-психологической теории.

Общение – это форма деятельности, осуществляемая между людьми как равными партнерами и приводящая к возникновению психического контакта. Психический контакт обеспечивает в общении взаимный обмен эмоциями. {LINKS}

Технологический уровень характеристики личности как субъекта общения раскрывает ее умения общаться – коммуникативные умения.

Коммуникативные умения – это синтез общепсихологических, социально-психологических и специально-профессиональных качеств личности.

Коммуникативные умения формируются двумя путями:

- в ходе разнообразной социальной практики, в которую личность включена;

- в ходе специальной подготовки к общению.

А.В.Мудрик предлагает рассматривать пять аспектов подготовки к общению:

1) развитие особенностей мышления;

2) формирование навыка свободного владения речью;

3) развитие определенных личностных особенностей (общительность, эмпатия, спонтанность);

4) формирование определенных установок в сфере общения:

- отношение к партнеру по общению как к цели;

- интереса к процессу общения;

- терпимости к общению как диалогу.

5) развитие и формирование новых коммуникативных умений.

Общение как умение – сложное явление, так как представляет собой целую систему умений разного порядка и характера. Именно поэтому умение общаться понимается как системно-интегративное.

Умения, необходимые для общения личности, можно условно разделить на семь групп:

1) речевые умения связаны с овладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. Это умения

- грамотно и ясно сформулировать свою мысль;

- достичь желаемой коммуникативной цели;

- осуществить основные речевые функции (подтвердить, возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить и т.д.)

- говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, правильную синтагмативность речи, расставить логические ударения, найти точную интонацию и т.д.);

- высказываться «целостно», то есть достигать смысловой целостности высказывания;

- высказываться логично и связно;

- высказываться продуктивно, то есть содержательно;

- говорить самостоятельно (что проявляется в умении выбрать стратегию выступления (речи); разработать самостоятельную программу речи; говорить без опоры на письменный текст; опираться на собственный анализ проблемы, посвященной речевой деятельности);

- высказываться экспромтом, без предварительной подготовки;

- выразить в речевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного;

- передать в речевой деятельности виденное, наблюдаемое и т.д.

2) социально-психологические умения связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения, взаимопонимания, взаимоотношения, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения

- психологически верно и в соответствии с ситуацией вступить в общение;

- поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров;

- психологически точно определить «точку» завершения общения;

- максимально использовать социально-психологические характеристики коммуникативной ситуации для реализации своей стратегической линии;

- прогнозировать возможные пути развития коммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;

Страницы: 1 2 3 4 5

Великая педагогика:

Понятие и структура общения
Оба ряда отношений человека – и общественные, и межличностные, раскрываются, реализуются именно в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. По словам А.Н.Леонтьева, «в нормальных обстоятель ...

Методика проведения внеклассных мероприятий по формированию здорового образа жизни у учащихся 5–6 классов
Ученикам 5–6 классов в силу их психофизиологических особенностей очень непросто произвольно внимать и запоминать то, что им рассказывают взрослые, в связи с монотонностью и длительностью проводимых мероприятий. Как же рассказать ребенку в наиболее доступной и интересной для него форме о вреде курен ...

Критерии оценки результатов проектной деятельности учащихся
Функция контроля заключается в оценивании проектной деятельности и подведении итогов педагогом. Существуют критерии, которым педагог должен следовать для успешной оценивании проектной деятельности, Полнота реализации проектного замысла. Этот критерий позволяет оценить, насколько в полученном в резу ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru