Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 1

Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида.

В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности. {LINKS}

Методы:

- наблюдение

- беседа

- тест

Для изучения коммуникативных умений детей проводилось наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения необходимо было обратить внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.

Также, наблюдая за поведением ребенка, нужно обратить внимание на то, как он держится в новой обстановке:

а) боится, стесняется, неуверен в себе;

б) спокоен, собран, организован;

в) излишне подвижен, болтлив, нет чувства дистанции;

г) безучастен, не реагирует на новую обстановку.

Во время беседы необходимо учесть как реагирует ребенок на вопросы – отвечает вяло или живо, добродушен или негативистичен, сдержан либо безучастен и другое.

Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее лучше с простых вопросов.

Вопросы, которые можно предложить ребенку:

I. Вопросы, непосредственно относящиеся к ребенку и его семье (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? и другие).

II. Вопросы, с помощью которых выясняется, как ребенок ориентируется во времени и пространстве (В каком городе ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Сколько месяцев в году? и т.д.)

III. Вопросы, с помощью которых выясняется кругозор ребенка (Как называется наша страна? Какие праздники ты знаешь? Каких животных ты знаешь? и другие)

IV. Вопросы, касающиеся интересов, игр ребенка (Чем ты любишь занимались? В какие игры ты любишь играть? Что ты умеешь делать? и другие)

Из методики изучения уровня речевого развития нами были взяты следующие субтесты:

I. наблюдение за свободным общением

II изучение уровня связной речи детей – для этого используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.

Пересказы детей анализируется по следующим показателям:

1. понимание текста

2. структурирование текста

3. лексика

4. грамматика

5. плавность речи

Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.

III. изучение словарного запаса детей – необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова

1. классификация понятий

2. подбор антонимов

3. подбор синонимов

4. подбор определений

После выполнения 4 заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов среднему, менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребенка.

IV. изучение грамматической стороны речи – необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.

1. понимание грамматических структур

2. образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных

3. конструирование предложений.

После выполнения 3 заданий, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...

Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...

Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков
Напомним, что Короленко Ц.П. выделил химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся: азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, урогентная аддикция. Промежуточное место между химическими и нехимическими адди ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru