Исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе – интернате VIII вида.
В исследовании принимали участие 15 учеников 1 класса (12 мальчиков, 3 девочки; возраст от 8 до 11 лет) и 15 учеников 4 класса (11 мальчиков, 4 девочки; возраст от 11 до 14 лет). Диагноз: олигофрения в степени умеренно-выраженной дебильности. {LINKS}
Методы:
- наблюдение
- беседа
- тест
Для изучения коммуникативных умений детей проводилось наблюдение за их свободным общением. В процессе наблюдения необходимо было обратить внимание на характер общения, инициативность, умение вступать в диалог, поддерживать и вести его, слушать собеседника, понимать, ясно выражать свои мысли.
Также, наблюдая за поведением ребенка, нужно обратить внимание на то, как он держится в новой обстановке:
а) боится, стесняется, неуверен в себе;
б) спокоен, собран, организован;
в) излишне подвижен, болтлив, нет чувства дистанции;
г) безучастен, не реагирует на новую обстановку.
Во время беседы необходимо учесть как реагирует ребенок на вопросы – отвечает вяло или живо, добродушен или негативистичен, сдержан либо безучастен и другое.
Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее лучше с простых вопросов.
Вопросы, которые можно предложить ребенку:
I. Вопросы, непосредственно относящиеся к ребенку и его семье (Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Когда у тебя день рождения? и другие).
II. Вопросы, с помощью которых выясняется, как ребенок ориентируется во времени и пространстве (В каком городе ты живешь? Какие ты знаешь времена года? Сколько месяцев в году? и т.д.)
III. Вопросы, с помощью которых выясняется кругозор ребенка (Как называется наша страна? Какие праздники ты знаешь? Каких животных ты знаешь? и другие)
IV. Вопросы, касающиеся интересов, игр ребенка (Чем ты любишь занимались? В какие игры ты любишь играть? Что ты умеешь делать? и другие)
Из методики изучения уровня речевого развития нами были взяты следующие субтесты:
I. наблюдение за свободным общением
II изучение уровня связной речи детей – для этого используется методика «пересказа текста». Детям предлагается прослушать небольшие по объему незнакомые рассказ или сказку.
Пересказы детей анализируется по следующим показателям:
1. понимание текста
2. структурирование текста
3. лексика
4. грамматика
5. плавность речи
Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведения текста – 10 баллов. Таким образом, оценка 10 баллов соответствует высокому уровню воспроизведения текста, свыше 5 баллов – среднему уровню, меньше 5 баллов – низкому уровню.
III. изучение словарного запаса детей – необходимо выявить способность детей быстро подбирать наиболее точное слово, употреблять обобщающие слова
1. классификация понятий
2. подбор антонимов
3. подбор синонимов
4. подбор определений
После выполнения 4 заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 60 баллов, соответствует высокому уровню; 35-50 баллов среднему, менее 35 баллов – низкому уровню лексического развития ребенка.
IV. изучение грамматической стороны речи – необходимо выявить уровень владения грамматическими конструкциями, умение самостоятельно образовывать слова.
1. понимание грамматических структур
2. образование форм имен существительных, обозначающих детенышей животных
3. конструирование предложений.
После выполнения 3 заданий, подсчитывается их суммарная оценка. Высшая оценка 50 баллов, соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню.
Великая педагогика:
Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского
языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...
Особенности обучения чтению на старшем этапе обучения
Применение того, или иного вида чтения в обучении иностранному языку, зависит от целей и задач обучения, от этапа обучения и также, от возрастных особенностей учащихся. Исследователи А.К. Маркова и Н.И. Гальскова относят к старшему школьному возрасту 9 – 11 классы обучения (15-17 лет). Для повышени ...
Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков
Напомним, что Короленко Ц.П. выделил химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся: азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, урогентная аддикция. Промежуточное место между химическими и нехимическими адди ...