Выбор модели будущей семьи и частота обсуждения отдельных сфер семейной жизни связаны с принадлежностью респондентов к определенной группе (возрастной, половой, социальной). Установлено, например, что:
с возрастом и увеличением самостоятельности представления молодежи о семье становятся более содержательными и структурированными за счет количества задействованных характеристик семьи и обсуждаемых сфер семейной жизни; {LINKS}
девушки больше, чем юноши осведомлены в вопросах семьи и брака, а их интересы чаще связаны не с психологическими (как у юношей), а с социальными аспектами семейной жизни.
Старшеклассники больше других представляют и обсуждают в качестве модели своей будущей семейной жизни "традиционную" семью. В характеристиках, которые они дают этой модели, задействовано не более трех сфер семейной жизни: "любовь", "родительство", "супружеские отношения" (тогда как студенты оперируют в данном случае не менее чем восемью сферами). Другие модели семьи вообще редко выбираются ими. Половые различия в этой группе респондентов заключаются в том, что девушки больше осведомлены и заинтересованы темами семьи и брака, а юноши представляют создание своей собственной семьи как отдаленную перспективу.
Но существуют различные представления о семейной жизни среди городских и сельских старшеклассников.
У сельских старшеклассников существует определенное представление о будущей семье. Так, большинство школьников планируют создать свою семью в возрасте от 20 до 25 лет (70% девушек и 50% юношей). Наиболее важные качества будущих супругов для учащихся - "любящий", "заботливый", "внимательный"; отношения в будущей семье должны быть "полными любви и взаимопонимания, взаимоуважения"; в семье также обязательно наличие детей. Вместе с тем отмечается то, что супруг (а) должен быть непьющий, некурящий, а в семье чтобы не было ссор, измен. Остальные учащиеся сомневаются либо хотят в корне иных отношений. Можно сказать, что старшеклассники ищут новые модели построения своей семьи в современных условиях, так как для определенной части юношей и девушек родительская семья не является показательным образом семейной жизни, особенно это характерно для учащихся из неполных семей.
Большинство городских старшеклассников хочет иметь только одного ребенка в своей будущей семье. Интересно отметить, что при сравнении с результатами опроса, проведенного 3 года назад, наблюдается увеличение числа таких респондентов. При анализе установок на желание иметь многодетную семью сельских старшеклассников оказалось в пять раз больше чем городских.
Очень завышена самооценка городских старшеклассников о возможности выполнять экономическую функцию семьи при том, что само их участие в ведении семейного хозяйства в городских семьях сокращается.
Большинство сельских старшеклассников считают, что брак по любви наиболее счастливый, хотя для себя далеко не все главным мотивом заключения счастливого брака считают любовь, т.е. налицо сознательное или бессознательное программирование частью школьников такого брака, который, с точки зрения их же представлений о семейном счастье, счастливым не будет.
Сельские старшеклассники считают обязательными в семейной жизни взаимопонимание между супругами, воспитание детей достойными гражданами, взаимную материальную и моральную поддержку, любовь, уважение интересов и увлечений супруга (от 96,5 до 82,1%).
Городскими старшеклассниками меньшее значение придается справедливому распределению обязанностей между мужем и женой. Но даже в случаях, если оно считается необязательным, то называется хотя бы желательным. Высокие требования обоих супругов, предъявляемые к браку, обеспечивают и его "лучшее качество", побуждая действовать в избранном направлении.
Великая педагогика:
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по проблеме развития
экспрессивной лексики детей средствами народной сказки
В конце эксперимента было проведено итоговое контрольное обследование детей. Цель обследования – выявить динамику эффективности проведенной работы по обогащению экспрессивной лексикой детей старшего дошкольного возраста в результате обучения на формирующем этапе эксперимента. Для обследования были ...
Учебная деятельность: характеристика, психологическое содержание, структура
Как отмечают психологи, понятие «учебная деятельность» достаточно неоднозначно. Учебная деятельность, в широком смысле слова, иногда рассматривается как синоним понятия «научение», «обучение», «учение». Она трактуется как ведущий тип деятельности в возрастном периоде младшего школьника. В работах Д ...
Педагогическое творчество
как фактор развития педагогических способностей
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизаци ...