Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Педагогическая информация » Коммуникативные умения у детей с умственной отсталостью в степени дебильности » Исследование коммуникативных умений у детей с умственной отсталостью в степени дебильности

Страница 6

Выявляются искажения в употреблении падежей (методика «конструирование предложений»). Учащиеся 4 класса в основном допускают ошибки в употреблении творительного и предложного падежей. Первоклассникам же свойственны нарушения во всех падежных конструкциях, также с преобладанием ошибок в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций. {LINKS}

В результате исследования все ученики 1 и 4 класса были отнесены к низкому уровню развития грамматических навыков.

Для учащихся (1 и 4 класс) характерна вопросно-ответная и ситуативная речь. И те, и другие нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого. При рассказе у детей нарушается плавность речи (у учащихся 4 класса необходимость в подсказках меньше; паузы первоклассников отличаются большей длительностью). В простых текстах с явным смыслом ученики не могут правильно сформулировать основную мысль, упускают важные детали, требуются подсказки. У учащихся 1 класса выражено неумение последовательно и точно строить пересказ, дети могут превносить в текст несуществующие детали; 4 класс справляется с этим заданием лучше, хотя передает содержание упрощенно. Начало текста и те, и другие передают практически дословно.

По результатам исследования 15 человек 1 класса (100%) и 13 человек 4 класса (86,7%) были отнесены к низкому уровню развития связной речи. В 4 классе 2 детей (13,3%) соответствуют среднему уровню.

На недоразвитие связной речи влияет и недостаточная сформированность диалога. Ученики обоих классов часто не осознают необходимости ясно и четко передавать содержание чего-либо. Характерна неразвернутость фраз в беседе с людьми, не знающими ситуации, о которой идет разговор. Всем детям свойственна отвлекаемость в процессе диалога.

Личные отношения учащихся 4 класса характеризуются большей избирательностью, у первоклассников они имеют диффузный характер.

Суммируя вышеизложенное, можно сказать, что в процессе обучения и воспитания у умственно отсталых детей наблюдается динамика коммуникативных умений. Но поскольку в результате полученных данных учащиеся и 1, и 4 классов были отнесены к низкому уровню развития коммуникативных умений, можно сделать вывод, что процесс овладения навыками общения детьми-олигофренами является долгим и требует влияния со стороны специалистов.

Обобщая полученные в ходе исследования данные можно сделать следующие выводы:

Умственно отсталые дети часто не могут реализовать ситуативные нормы обращения и привлечения внимания, использовать нормы приветствия.

Ученики действуют сиюминутно, под влиянием импульса, не прогнозируя последствия своего поведения, проявление чувств имеют крайний характер. Средства общения подчас не соответствуют ситуации, особенно это касается навязчивых детей. Навязчивость используется учениками как способ привлечения внимания.

Зачастую дети-олигофрены не могут правильно использовать проксемические средства общения: несоблюдение дистанции, закрытая поза, двигательная расторможенность или, наоборот, заторможенность.

Низкий уровень развития кинетических средств общения (использование набора стандартных жестов, затруднения их интерпретации; плохое понимание мимики) затрудняет как выражение своих эмоций, так и понимание эмоций другого человека, что откладывает отпечаток на характер общения.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что умственно отсталым детям свойственна неадекватность включения в ситуацию общения.

В процессе исследования у детей-олигофренов была выявлена ограниченность представлений и знаний об окружающем мире. Это в свою очередь влияет и на словарный запас учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Великая педагогика:

Исследование особенностей нарушения письма у детей младшего школьного возраста Третьяковской общеобразовательной средней школы
Младшие школьники с нарушением письма принадлежат к категории учащихся, которые особенно нуждаются в коррекционно-логопедической помощи. При отсутствии специально организованной коррекционной работы не только создаются затруднения в процессе обучения, но и зачастую младшие школьники оказываются в ч ...

Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...

Психолого-педагогические основы технологии использования проектной методики в обучении иностранным языкам
В данном параграфе предпринята попытка рассмотрения психолого-педагогических основ использования проектной методики с учётом специфики иностранного языка как учебного предмета на старшей ступени обучения в средней общеобразовательной школе, который включает следующие положения: роль ИЯ как учебного ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru