Сегодня специалисты по социальной работе решают разноплановые вопросы в разных сферах жизнедеятельности современного общества и на разных социальных уровнях. Одни интенсивно работают с индивидами и семьями, другие с малыми группами, третьи с общностями. Одних социальных работников волнует решение таких проблем как насилие в семье, других подростковая и молодежная девиация, третьих - оказание социальной помощи и поддержки пожилым и одиноким людям. Специалист по социальной работе может выполнять возложенные на него должностные обязанности и реализовывать профессиональные функции только в том случае, если он владеет большим кругом соответствующих знаний и умений, так как именно они дают ему право работать с людьми. Знания социального работника в области социальных и психолого-педагогических дисциплин одновременно должны быть широкими и глубокими, поскольку ему придется опираться на методы и технологии различных профессиональных сфер в силу интегративного характера социальной работы и в зависимости от конкретной ситуации, в которой придется действовать, чтобы оказать квалифицированную социальную помощь и поддержку. Они выполняют функции формирования социального работника как субъекта познания, общения и труда; воспитывают у него ценностное отношение к людям, миру и деятельности; служат развитию природных задатков специалиста. {LINKS}
Профессиональные знания – являются источником уверенности специалиста по социальной работе в его праве влиять на других людей, оказывать им поддержку, помощь, осуществлять их социальную защиту. Они важны для: реализации межличностных отношений в системах «клиент- социальный работник», «социальный работник- семья» и др.; осуществления дифференцированного подхода к клиентам; оказания помощи клиентам в зависимости от их проблем ( семейные конфликты, работа по реабилитации инвалидов, работа с пожилыми людьми и т.д.); организации, управления деятельностью социальных служб ; решения вопросов, связанных с социальной защитой клиента и т.д
Помогающий процесс выдвигает перед социальным работником определенные требования, которые связаны со знаниями достаточно большого и специфического круга сведений об обществе, социальных институтах, социальных связях и отношениях; о психологии человека в процессах его социализации и включения в культуру. Специалист по социальной работе должен знать различные социальные системы, такие как семья, группа, институты социального обеспечения и социальной защиты; иметь представление о их роли и возможностях в оказании соответствующей поддержки нуждающимся клиентам; окружающую среду во всех ее проявлениях от экономических и биологических до ментальных и социальных; знать онтогенез и филогенез человека, психосоциальное развитие; знать процесс помощи , его технологии.
Знания в различных областях как условие помощи клиенту отдельные зарубежные исследователи, как отмечает М.В. Фирсов, рассматривают в следующей последовательности:
1.Широкая и свободная база для профессиональной деятельности и творчества, так как знание разнообразных социальных наук дает объяснение природы и общества как условиям существования человека.
2. Знание о человеке, его взаимодействиях, социальных ситуациях дает возможность специалисту осознать особенности личности : когнитивные, эмоциональные, поведенческие. Эти знания позволяют социальному работнику взаимодействовать с клиентом на личностном, групповом, семейном и других уровнях.
Великая педагогика:
Классификация способностей
На исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. ...
Программы и методики
формирования речевых компетенций
Концепция содержания обучения русскому языку в школе предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способам ...
Современные педагогические технологии и проектная методика обучения иностранным
языкам
В данном параграфе целесообразно рассмотреть дидактические основы использования проектной методики в контексте современных педагогических технологий, которые включают следующие положения: ориентационные изменения в школьной системе образования; дидактическая структура проектного обучения как новой ...