Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. {LINKS}
Цель констатирующего этапа работы - выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
Диагностика с целью выявления уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста может проводиться два раза в год (методика Ушаковой О.С.), данная диагностика соответствует программе детского сада и Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.
Задания выстроены таким образом, что в результате проведения одного из них мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребенка словарный запас, мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе).
Выполнение всех заданий не превышало по времени 20 минут. Если же ребенок уставал и за это время (начинал отвлекаться от выполнения заданий, не проявлял интереса), то проверку на время заканчивали и предлагали выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т.д. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется.
В методику включены разные задания, направленные на выявление состояния звуковой культуры речи, словаря, грамматического строя, связной речи.
Задание 1.
Первое задание, которое вводит ребенка в систему проверки, это пересказ русской народной сказки "Курочка Ряба". Пересказ осуществляется индивидуально, после того как эта сказка по соответствующей методике рассказывается в процессе НОД.
Материал: небольшая мягкая игрушка — собачка черного цвета. Этот персонаж будет "участвовать" на протяжении всего обследования состояния речевого развития ребенка.
Проверяющий и ребенок сидят за столом.
— Вам сегодня рассказывали сказку? Как она называется? Сказка тебе понравилась? (Ответ ребенка.)
Ответ может быть развернутым, но проверяющий должен себе четко представлять границы, чтобы это общение не увело ребенка от выполнения задания.
Раздается "ав-ав-ав", и появляется собака.
— Кто это? Посмотри, какая она грустная. Знаешь почему? Она очень любит слушать сказки, а на занятие она опоздала и не услышала сказку. Расскажи ей (называется имя ребенка) сказку "Курочка Ряба".
— Ав-ав-ав. Да, расскажи мне, Коля, пожалуйста, сказку. Я очень люблю слушать сказки.
Этот диалог собаки с ребенком — необходимое условие. Выполнение данного задания показало, что ребенок может отказаться от его выполнения в случае, если это предложение исходит от проверяющего (взрослого), но если его "просит" об этом собачка, отказов, как правило, не бывает.
Великая педагогика:
Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков
тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...
Определение площади и кубатуры кабинета, измерение температуры воздуха в
кабинете
При помощи рулетки была измерена длина, ширина, высота учебного класса, определена его площадь, кубатура. Рассчитана площадь, которая приходится на одного учащегося (на количество посадочных мест). Площадь обычного учебного кабинета, рассчитанного для работы 40 учащихся младших классов и 35 учащихс ...
Проблемы и перспективы развития системы образования Азербайджанской
Республики
В процессе осуществления преобразований с области образования, которые неминуемы в силу изменения экономический условий в Республике, возник ряд трудностей, среди которых исследователи выделяют: Снижения качества учебных сред на всех уровнях образования, но особенно в области начального и среднего. ...