Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста

Страница 4

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка {лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.

— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? {Улисы лисенок, а у утки — утенок.) {LINKS}

На контрольном этапе это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.

— Был солнечный день, и на лужок прибежала . (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.

Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.

— Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п.

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.

2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

При оценке употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа применяется трехбалльная система:

3 балла — правильный ответ (котенка, котят);

2 балла — словотворческий ответ (котенков);

1 балл — нет ответа (или с наводящими вопросами).

Задание 5. Проверка словарного запаса и звукопроизношения.

Материал — картинки:

1) шкаф

стол

стул

кровать

2) красная чашка

блюдце

тарелка зеленый

кастрюля

3) желтое платье

синяя шапка

шарф

черное пальто

Проверяющий и ребенок сидят за столом.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь, я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака "кивает" головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: "Это .(шкаф), это . (стул)" и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать . Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...

Основные методы и приемы обогащения словарного запаса на уроке русского языка в начальной школе
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, о которых говорилось выше, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что ...

Организация проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка
Использование метода проектов на уроках иностранного языка требует грамотного подхода и тщательной подготовки, как со стороны учащихся, так и со стороны педагога. Для того чтобы организовать проектную деятельность учащихся среднего школьного возраста, необходимо, во-первых, уточнить основные черты ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru