Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников третьего класса и уровнем их интеллекта r = 0,178 (слабая связь) при критическом значении коэффициента корреляции р 0,05 = 0,45 и р 0,0 1= 0,52, а свидетельствует, что между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта учеников третьего класса значимой связи нет. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,689, что свидетельствует о достаточно сильной значимой связи между этими показателями. {LINKS}
В исследовании участвовали 13 девочек и 7 мальчиков. Это класс развивающего обучения, классный руководитель которого – педагог с 15-летним стажем работы в начальных классах. Результаты исследования представлены в приложении Ж и таблице 3.12.
Таблица 3.12
Ведущие мотивы учения учеников 4 класса
(обобщенные)
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Проценты |
1. |
Получения хорошей оценки |
3 |
15% |
2. |
Социальный |
- |
- |
3. |
Познавательный |
4 |
20% |
4. |
Перспективный |
- |
- |
5. |
Личностного роста |
- |
- |
6. |
Получения похвалы учителя |
- |
- |
7. |
Желание порадовать родителей |
6 |
30% |
8. |
Избегания наказания |
- |
- |
9. |
Не сформирован |
7 |
35% |
Выявлено, что:
- у 30% учеников класса ведущим является мотив желания порадовать родителей;
- у 20% учеников – познавательный мотив;
- у 15% - мотив получения хорошей оценки;
- у 35% учеников мотив еще не сформирован.
Для учебной деятельности особенно важны мотивы интеллектуально-познавательного характера. Это именно та группа мотивов, которая соотносится со специфически человеческой познавательной деятельностью, его интеллектуальной потребностью, имеющей положительный эмоциональный тон. Исследование показало, что к окончанию начальной школы только каждый пятый ученик обладает познавательным мотивом.
Дифференциация учеников четвертого класса по уровню школьной мотивации позволила выявить, что большинство детей (85%) адаптировались к школьной жизни, и только 15% посещает школу неохотно (приложение З и таблица 3.13.).
Таблица 3.13.
Уровень школьной мотивации учеников 4 класса
(обобщенные результаты)
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 | |
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
2 |
10% |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
6 |
30% |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
9 |
45% |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
3 |
15% |
Великая педагогика:
Рекомендации по накоплению фактического материала для проведения уроков
тематического рисования
На занятиях тематическим рисованием вопросы композиции занимают большое место и имеют важное значение в развитии творчества детей. Анализируя порядок проведения уроков многими учителями, а также внутреннюю связь между уроками по различным видам работ (рисование с натуры, на темы и т. д.), отметим н ...
Школы в первые века христианства
Поначалу христиане учили своих детей в общественных учебных заведениях. Однако поскольку существовала потребность в грамотных людях, прежде всего для отправления богослужения, то церковь организует школы, которые имели исключительно теологический характер. Уже в I в. христианская церковь приступила ...
Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов
детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...