Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и высокое развитие инструментальной музыки, которая включается во все важнейшие сферы жизни. Казахская музыкальная культура демонстрирует это ярко и наглядно. {LINKS}
Особая роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казахском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые, в свою очередь, умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека.
По представлениям казахов, инструменты - носители мирового порядка, игра на них поддерживает равновесие космических сил. Насыщая все вокруг потоками жизнетворящей энергии, инструменты обеспечивают развитие всего живого, лечат живые существа этого мира и даруют несказанное наслаждение людям. Инструменты - сакральные скакуны - посредники - доставляют шамана в любой из параллельных миров, туда же они уносят душу внимающего слушателя. Они способны изобличить ложь, передать "без слов" любую информацию, размягчить сердце человека и животного. Игра на инструментах - священнодействие, она оказывает влияние на человека и на Космос, а потому она необходимый компонент жизненно важных обрядов.
В процессе исторического развития на базе магической и обрядовой игры на инструментах сложилась ее самостоятельная ветвь - профессиональная инструментальная музыка для слушания. В творчестве гениальных композиторов - кюйши 19 - 20 вв. Курмангазы, Даулеткерея, Дины, Казангапа, Ихласа, Таттимбета, Мамена, Сугура и др. она достигла высочайшего совершенства. Профессиональное музыкальное искусство, отразившее жизнь кочевника - казаха во всей ее полноте, не оторвалось от своей древней сакральной основы, в недрах которой взросло ее семя. Древнее религиозное отношение к инструментам и музыке сохранялось всегда, что и обусловило высочайший духовный уровень музыкального искусства и особо уважительное, трепетное отношение казахов к инструментам. К шаманскому кобызу, например, обычные люди не смели даже прикоснуться. И до сих пор этот генокод определяет отношение к музыке.
Люди гордились великими музыкантами своего рода и радовались, если их ребенок тянулся к домбре. Настоящим счастьем было принять в доме музыканта, и величайшей гордостью было, если он, тронутый сердечным отношением, посвящал хозяевам свой новы кюй. Русский исследователь 19 века М.В. Готовицкий писал: " Нельзя не упомянуть здесь о разнице, существующей в отношении к своим певцам (музыкантам - А. М.) у киргизов (казахов - А. М.) и другого соседнего с ними народа сартов (узбеков - А. М.), …киргизы на своих певцов смотрят с таким же уважением, как смотрели арабы на своих певцов - наездников, и относятся к ним почти так же, как в средние века относились к миннезингерам и менестрелям".
Великая педагогика:
Диагностика уровня двигательной активности детей подготовительной к школе
группы на физкультурных занятиях
Экспериментальные исследования проводились на базе ясли-сад №43 ул. Зои-Космедимьянской 39 г. Барановичи с детьми подготовительной к школе группы – экспериментальная группа (далее ЭГ ), не имеющих медицинских ограничений в занятиях физической культурой. Экспериментальным фактором стало внедрение си ...
Анализ сущности понятия «метод проектов»
Слово «метод» имеет греческое происхождение. В переводе оно означает путь к чему-либо. С точки зрения дидактики, метод – это совокупность приемов, операций овладения определенной областью знания, той или иной деятельностью. Это путь познания, способ организации процесса познания. Слово «проект» име ...
Развитие изобразительных способностей и творческих замыслов
детей в процессе изобразительной деятельности
Выявление способностей у детей и правильное их развитие - одна из важнейших педагогических задач, и решаться она должна с учетом возраста детей, их психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способности к изображению в первую очередь зависит от воспитания наблюдательн ...