Роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов

Страница 1

Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и высокое развитие инструментальной музыки, которая включается во все важнейшие сферы жизни. Казахская музыкальная культура демонстрирует это ярко и наглядно. {LINKS}

Особая роль инструментов и инструментальной музыки в жизни казахов отражена в многочисленных древних мифах и легендах, что подтверждает глубокую историческую почвенность этого слоя культуры. Мало что может сравниться по глубине и красоте с этими мифами и легендами в казахском фольклоре. Они были созданы древними племенами и народами, принявшими участие в этногенезе казахов, которые, в свою очередь, умножили богатейшие культурные традиции предков. Музыкальные мифы и легенды, являющиеся неотъемлемой частью традиционной религиозной системы, ставят музыкальный инструмент на высшую ступень мироздания, как создателя и носителя космического порядка, проводника чистых энергий, объединяющих в гармоничное целое Космос, Природу и Человека.

По представлениям казахов, инструменты - носители мирового порядка, игра на них поддерживает равновесие космических сил. Насыщая все вокруг потоками жизнетворящей энергии, инструменты обеспечивают развитие всего живого, лечат живые существа этого мира и даруют несказанное наслаждение людям. Инструменты - сакральные скакуны - посредники - доставляют шамана в любой из параллельных миров, туда же они уносят душу внимающего слушателя. Они способны изобличить ложь, передать "без слов" любую информацию, размягчить сердце человека и животного. Игра на инструментах - священнодействие, она оказывает влияние на человека и на Космос, а потому она необходимый компонент жизненно важных обрядов.

В процессе исторического развития на базе магической и обрядовой игры на инструментах сложилась ее самостоятельная ветвь - профессиональная инструментальная музыка для слушания. В творчестве гениальных композиторов - кюйши 19 - 20 вв. Курмангазы, Даулеткерея, Дины, Казангапа, Ихласа, Таттимбета, Мамена, Сугура и др. она достигла высочайшего совершенства. Профессиональное музыкальное искусство, отразившее жизнь кочевника - казаха во всей ее полноте, не оторвалось от своей древней сакральной основы, в недрах которой взросло ее семя. Древнее религиозное отношение к инструментам и музыке сохранялось всегда, что и обусловило высочайший духовный уровень музыкального искусства и особо уважительное, трепетное отношение казахов к инструментам. К шаманскому кобызу, например, обычные люди не смели даже прикоснуться. И до сих пор этот генокод определяет отношение к музыке.

Люди гордились великими музыкантами своего рода и радовались, если их ребенок тянулся к домбре. Настоящим счастьем было принять в доме музыканта, и величайшей гордостью было, если он, тронутый сердечным отношением, посвящал хозяевам свой новы кюй. Русский исследователь 19 века М.В. Готовицкий писал: " Нельзя не упомянуть здесь о разнице, существующей в отношении к своим певцам (музыкантам - А. М.) у киргизов (казахов - А. М.) и другого соседнего с ними народа сартов (узбеков - А. М.), …киргизы на своих певцов смотрят с таким же уважением, как смотрели арабы на своих певцов - наездников, и относятся к ним почти так же, как в средние века относились к миннезингерам и менестрелям".

Страницы: 1 2 3

Великая педагогика:

Реформы в области образования
В Азербайджане реформы начались с 1992 года введением общего экзамена - тестового экзамена для вступления в вузы, что имело цель предотвратить на вступительных экзаменах коррупцию. То же самое произошло позже, когда на уровне магистратуры тоже были введены тестовые экзамены. Кроме этого произошли д ...

Психологические особенности младших школьников
«Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психическому складу», - утверждал Б.В. Асафьев. «Ранее вовлечение детей (и не только особо одаренных) в творческую деятельность очень полезно для общего художественного разви ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru