Для исследования связи между учебной успеваемостью и мотивами учения, учебной успеваемостью и уровнем интеллекта использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Он вычислялся с помощью программы Exsel.
Выявленная корреляционная связь между учебной успеваемостью учеников второго класса и уровнем их интеллекта r = 0,144 (очень слабая связь) при критическом значении коэффициента корреляции р 0,05 = 0,45 и р 0,0 1= 0,52, а значит между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта учеников второго класса значимой связи нет. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,685, что свидетельствует о достаточно сильной значимой связи между этими показателями. {LINKS}
В исследовании участвовали 11 девочек и 9 мальчиков. Классный руководитель этого класса – опытный педагог с 25 – летним стажем работы. Результаты исследования ведущих мотивов учения детей третьего класса представлены в приложении Д и таблице 3.8.
Таблица 3.8
Ведущие мотивы учения учеников 3 класса
(обобщенные)
|
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Проценты |
|
1. |
Получения хорошей оценки |
3 |
15% |
|
2. |
Социальный |
- |
- |
|
3. |
Познавательный |
4 |
20% |
|
4. |
Перспективный |
- |
- |
|
5. |
Личностного роста |
- |
- |
|
6. |
Получения похвалы учителя |
- |
- |
|
7. |
Желание порадовать родителей |
6 |
30% |
|
8. |
Избегания наказания |
- |
- |
|
9. |
Не сформирован |
7 |
35% |
Выявлено, что:
- у 30% учеников класса ведущим является мотив желания порадовать родителей;
- у 20% учеников – познавательный мотив;
- у 15% - мотив получения хорошей оценки;
- у 35% учеников мотив еще не сформирован.
- у 25% - мотив не сформирован.
Дифференциации учеников третьего класса по уровню школьной мотивации показала, что каждый второй ученик посещает школу неохотно, каждый пятый (20%) имеет негативное отношение к школе и школьным урокам. Вместе с тем, четверть детей (25%) успешно справляется с учебной деятельностью и обладает хорошей школьной мотивацией (приложение Е и таблица 3.9.).
Таблица 3.9.
Уровень школьной мотивации учеников 3 класса
(обобщенные результаты)
|
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
|
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 | |
|
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
3 |
15% |
|
Третий уровень - положительное отношение к школе |
2 |
10% |
|
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
11 |
55% |
|
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
4 |
20% |
Великая педагогика:
Психолого-педагогические особенности и
проблемы проведения контрольных процедур
Поощрение и наказание как методы стимулирования Педагогическая оценка как стимул Эффективность педагогической оценки Поощрение и наказание как методы стимулирования Какие бы мотивы и интересы, проявляющиеся в учении и в воспитании детей, мы ни рассматривали, все они в конечном счете сводятся к сист ...
Общие сведения о воспитании в Древнем Риме
После завоевания Римом Греции произошел совершенный переворот и в жизни, и в воспитании римлян, несмотря на то, что греческая образованность после Александра Великого значительно пала. Со II веке до н. э. на организацию школьного обучения в Риме нарастающее влияние оказала традиция эллинистических ...
Общее понятие мышления
Предметы и явления действительности обладают такими свойствами и отношениями, которые можно познать непосредственно, при помощи ощущений и восприятий (цвета, звуки, формы, размещение и перемещение тел в видимом пространстве), и такими свойствами и отношениями, которые можно познать лишь опосредован ...