Для исследования связи между учебной успеваемостью и мотивами учения, учебной успеваемостью и уровнем интеллекта использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона. Он вычислялся с помощью программы Exsel.
Выявленная корреляционная связь между учебной успеваемостью учеников второго класса и уровнем их интеллекта r = 0,144 (очень слабая связь) при критическом значении коэффициента корреляции р 0,05 = 0,45 и р 0,0 1= 0,52, а значит между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта учеников второго класса значимой связи нет. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,685, что свидетельствует о достаточно сильной значимой связи между этими показателями. {LINKS}
В исследовании участвовали 11 девочек и 9 мальчиков. Классный руководитель этого класса – опытный педагог с 25 – летним стажем работы. Результаты исследования ведущих мотивов учения детей третьего класса представлены в приложении Д и таблице 3.8.
Таблица 3.8
Ведущие мотивы учения учеников 3 класса
(обобщенные)
№ |
Ведущие мотивы |
Количество учеников |
Проценты |
1. |
Получения хорошей оценки |
3 |
15% |
2. |
Социальный |
- |
- |
3. |
Познавательный |
4 |
20% |
4. |
Перспективный |
- |
- |
5. |
Личностного роста |
- |
- |
6. |
Получения похвалы учителя |
- |
- |
7. |
Желание порадовать родителей |
6 |
30% |
8. |
Избегания наказания |
- |
- |
9. |
Не сформирован |
7 |
35% |
Выявлено, что:
- у 30% учеников класса ведущим является мотив желания порадовать родителей;
- у 20% учеников – познавательный мотив;
- у 15% - мотив получения хорошей оценки;
- у 35% учеников мотив еще не сформирован.
- у 25% - мотив не сформирован.
Дифференциации учеников третьего класса по уровню школьной мотивации показала, что каждый второй ученик посещает школу неохотно, каждый пятый (20%) имеет негативное отношение к школе и школьным урокам. Вместе с тем, четверть детей (25%) успешно справляется с учебной деятельностью и обладает хорошей школьной мотивацией (приложение Е и таблица 3.9.).
Таблица 3.9.
Уровень школьной мотивации учеников 3 класса
(обобщенные результаты)
Уровни школьной мотивации |
Количество учеников |
Процент |
Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации |
0 | |
Второй уровень - хорошая школьная мотивация |
3 |
15% |
Третий уровень - положительное отношение к школе |
2 |
10% |
Четвертый уровень - низкая школьная мотивация |
11 |
55% |
Пятый уровень - негативное отношение к школе |
4 |
20% |
Великая педагогика:
Характеристика основных активных методов обучения
Проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Успешность проблемного обучения обеспечивается совместными усилиями преподавателя и обучаемых. Основная задача педагога — не столько передать информацию, сколько приобщи ...
Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков
Напомним, что Короленко Ц.П. выделил химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся: азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, урогентная аддикция. Промежуточное место между химическими и нехимическими адди ...
Особенности педагогического коллектива
Разработка проблемы целей воспитания, формирования детского коллектива в отечественной педагогической науке инициировала поиск оптимальной модели педагогического коллектива, его саморазвития и самодвижения. В. А. Сухомлинский отмечал, что педагогический коллектив каждой конкретной школы имеет свои ...