Напомним, что Короленко Ц.П. выделил химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся: азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, урогентная аддикция. Промежуточное место между химическими и нехимическими аддициями занимает аддикция к еде. {LINKS}
Химические аддикции связаны с использованием в качестве аддиктивных агентов различных веществ, изменяющих психическое состояние: алкоголь, наркотики и другие токсические вещества.
В нашей стране к наркотическим веществам отнесены:
-алкоиды опия (морфин, кодеин), синтетические опиоды (героин, норфин, метадон, промедол);
-некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);
-галлюциногенные или психоделигические средства: гашиш (анаша, марихуана), ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилобицин, фенциклидин;
-психостимуляторы с галлюциногенным компонентом действия (МДМА), известные больше по жаргонному названию «экстази».
Токсикомания в отличие от наркомании – тоже состояние болезненного пристрастия, возникающее при употреблении токсикоманических средств, способных вызвать эйфорию, но не отнесенных юридически к наркотикам. Таким образом отличие между ними условно, как отметил Короленко Ц.П., термин «наркомания» используют по отношению к употреблению веществ, изменяющих психическое состояние, которые зарегистрированы как наркотики, «токсикомания» - при употреблении веществ, в этом качестве не зарегистрированных.
Согласно отечественной возрастной периодизации Выготского Л.С., Эльконина Д.Б., Давыдова В.В. старшим подростковым возрастом считается период с 12 до 15 лет. Данная возрастная периодизация будет использована в дипломной работе. Выделим с помощью авторов данной возрастной периодизации, возрастные особенности старшего подросткового периода:
В этом возрасте идет демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное самоутверждение на позиции Я-взрослый.
Причем подросток стремится представлять себя не вообще взрослым, а взрослым-героем, взрослым-победителем. Часто в энергичной деятельности они видят приближение к своему идеалу взрослости.
Подросток – это сгусток противоречий. При высоком конформизме, слепом следовании за мнением сверстников, отмечается, стремление выделится, среди них и завоевать право на автономию.
Это время бурного роста, изменение структуры кожи и в тоже время обостренного внимания к внешности – своей и сверстников. Время высокой энергичности и быстрой утомляемости, внешней бравады и глубокой ранимости, повышенной тревожности. Подростки осознают социальные ожидания взрослых, но не могут им следовать вследствие повышенной ориентации на сверстников. Но в тоже время им важно, чтобы взрослыми их признавали не только сверстники, но и, прежде всего сами взрослые.
В это время появляется потребность в информации о своей личности, о своем положении среди сверстников, острая тяга к групповому общению. Но в суждениях подростков преобладает прямолинейность, черно-белая логика, перепаду одной крайности в другую.
Все это приводит к обостренной потребности в создании своего собственного мира, хотя бы в воображении. Подростковый период характеризуется взлетом фантазии, которая носит в основном творческий характер.
В этот период перестраивается эмоциональная сфера, что ведет к коренной перемене восприятия окружающего мира. На пути подростка множества трудностей, через которые нужно пройти, - трудности роста, влияние физиологических и анатомических перемен на нервную систему, на мышление, на личность. Эти трудности переходящие, но на определенном этапе они могут затормозить развитие, а то и увести его, на какое-то время в сторону, нарушить его нормальный ход. Но при правильном воспитании, при правильной организации основной линии развития все это преодолевается. И развитие в целом входит в необходимые рамки. Поэтому взрослые должны быть готовы, помочь подростку в этот трудный период, успокоить его, поддержать.
Короленко Ц.П. и Дмитриева Н.В. выделили особенности подростковой наркомании: употребление наркотических веществ стало свернутой молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее уже отнесли к числу подростковых проблем, которая характеризуется:
-массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков, причем у подростков влечение к наркотику долго остается психическим;
Великая педагогика:
Логопедическое обследование детей с общим недоразвитием речи старшей группы
специального детского сада
Целью логопедического обследования является выявление нарушений у детей с общим недоразвитием речи и последующая помощь в преодолении этих нарушений Задачи: -сбор анамнестических данных; -обследование речевых и неречевых функций; -постановка логопедического заключения; -составление перспективного п ...
Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи
С целью выявления особенностей развития произвольного поведения детей с нарушением речи дадим психолого-педагогическую характеристику детей с нарушением речи. Несмотря на различную природу дефектов, у детей с нарушением речи имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой де ...
Комплекс мероприятий по воспитанию толерантности у младших школьников МБОУ
- СОШ № 168
На основе полученных результатов диагностики уровня толерантности младших школьников целью воспитания толерантности был подготовлен комплекс мероприятий воспитания толерантности младших школьников «Я в Мире людей», который состоит из четырех направлений: Первое направление: знакомство детей младшег ...