Взаимосвязь мотивов учения и успешности учебной деятельности

Страница 12

Выявленная корреляционная связь (коэффициент линейной корреляции Пирсона) между учебной успеваемостью учеников четвертого класса и уровнем их интеллекта r = 0,34 (умеренная связь) при критическом значении коэффициента корреляции р0,05 = 0,45 и р0,01 = 0,52. Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации равен r = 0,557, выше чем предыдущий показатель, а значит более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта. {LINKS}

Знание ведущих мотивов учения учащихся 2-х, 3-х и 4-х классов позволяют выявить динамику их изменений на протяжении обучения в начальной школе. Ведущие мотивы учения учащихся начальной школы представлены в таблице 3.16.

Таблица 3.16

Динамика мотивов учения

Мотивы

2 класс

3 класс

4 класс

1

Получения хорошей оценки

5%

25%

15%

2

Социальный

10%

-

10%

3

Познавательный

25%

20%

35%

4

Перспективный

10%

-

15%

5

Личностного роста

-

-

5%

6

Получение похвалы учителя

5%

-

-

7

Желание порадовать родителей

20%

20%

10%

8

Избегания наказания

-

-

-

9

Мотив не сформирован

25%

35%

10%

Для наглядности представим динамику мотивов учащихся начальных классов в виде диаграммы 1.

На диаграмме видно, что:

- у значительного числа учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован вообще;

- от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы (познавательный и перспективный), в то время как снижаются внешние мотивы (желания порадовать родителей и получения похвалы учителя);

- у учеников 4-го класса появляется мотив личностного роста.

Динамика мотивов учения школьников

Рис. 1.

Таким образом, в процессе учебной деятельности и по мере ее освоения у младших школьников происходит изменение ведущих мотивов учения.

Уровень школьной мотивации учеников также изменяется от 2-го к 4-му году обучения (таблица 3.17).

Таблица 3.17

Уровень школьной мотивации

Уровни школьной мотивации

2 класс

3 класс

4 класс

1

Первый уровень - высокий уровень школьной мотивации

2

Второй уровень - хорошая школьная мотивация

15%

15%

10%

3

Третий уровень - положительное отношение к школе

75%

10%

30%

4

Четвертый уровень - низкая школьная мотивация

10%

55%

45%

5

Пятый уровень - негативное отношение к школе

20%

15%

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14

Великая педагогика:

Использование диалогов на уроках иностранного языка
Говорение – продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности (РД), посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме. Говорение как вид РД характеризуется следующими важнейшими ...

Особенности гуманитарных педагогических технологий
Понятие педагогической технологии в сознание учительства входило постепенно: от первоначального представления о педагогической технологии как об обучении с помощью технических средств до представления о педагогической технологии как о систематичном и последовательном воплощении на практике заранее ...

Система высшего образования
Сегодня голландская система высшего образования находится в процессе преобразований, обусловленных Болонским процессом, хотя исторически она далека от Болонской модели (двухуровневая система «бакалавриат - магистратура», единая система зачетных кредитов, высокая степень автономии вузов). Ее отличаю ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru