Еще нагляднее это видно на диаграмме (рис. 2.).
Так, у большинства учеников второго класса (75%) доминирует положительное отношение к школе, что вполне понятно: домашние задания еще небольшие по объему и сложности, детям только в этом полугодии стали ставить оценки за выполненную работу, которые они воспринимают как внимание учителя к себе. В третьем классе у значительной части детей (20%) положительное отношение к школе изменяется на отрицательное, у многих снижается уровень мотивации. Все больше детей проявляет низкий уровень мотивации столкнувшись с трудными буднями учебной деятельности. К четвертому классу все заметнее становится дифференциация детей по уровню школьной мотивации. Для тех учеников, которые уже освоили учебную деятельность, школа вновь становится привлекательной. {LINKS}
Обращает на себя внимание тот факт, что ученики начальных классов не выявили высокого уровня школьной мотивации, по-видимому, она складывается несколько позже уже в среднем звене школы.
Протестировав по шкале общего интеллекта учеников 2-4 классов и сопоставив данные тестирования с данными об уровне учебной успеваемости, было выявлено, что никакой значимой связи интеллекта со школьной успеваемостью не обнаружено (таблица 3.18).
Таблица 3.18
Показатели корреляционных связей
Наличие корреляционной связи между интеллектом и школьной успеваемостью |
Наличие корреляционной связи между мотивом учения и школьной успеваемостью | ||||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
0,144 |
0,178 |
0,34 |
0,685, |
0,689 |
0,557 |
* р £ 0, 05
Показатель корреляционной связи между учебной успеваемостью и уровнем учебной мотивации выше, чем предыдущий показатель, а значит, более сильная связь существует между учебной успеваемостью и мотивом, чем между учебной успеваемостью и уровнем интеллекта.
Данные исследований позволяют с уверенностью утверждать, что высокая позитивная мотивация оказывает большее влияние на школьную успеваемость, чем уровень интеллекта и каким–бы школьник не был способным, без желания и толчка к учебе успехов он не добьется.
Гипотезы, выдвинутые в начале исследования нашли свое подтверждение в данной работе.
Рассмотрев проблему влияние мотивов учения на успешность учебной деятельности младших школьников, было выявлено:
Мотивация учебной деятельности является многогранной проблемой и рассматривается различными авторами по-разному.
Учебная деятельность школьника побуждается не одним мотивом, а целым комплексом разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.
Мотивы учения формируются в процессе учебной деятельности. Формирование мотивов происходит постепенно, и у некоторых учеников начальной школы ведущий мотив учения не сформирован. Количество учеников с несформированными мотивами учения уменьшается от 2- го класса к 4-ому, и в 4-ом классе составляет около 10 % от общего числа учащихся.
Исследование показало, что от 2-го к 4-ому классу повышаются внутренние мотивы: познавательный и перспективный, в то время как снижаются внешние мотивы: желания порадовать родителей и получения похвалы учителя.
Изменяется отношение мотива к содержанию учебной деятельности. Так, к третьему классу у каждого пятого ученика положительное отношение к школе изменяется на отрицательное.
Великая педагогика:
Сопоставительный анализ различных моделей обучения
Во всех современных моделях обучения можно выделить плюсы и минусы. Минус Американской модели обучениясостоит в том, что она является относительно молодой. Однако преподаватели Соединенных Штатов слишком утрировали саму схему выбора студентами жизненных ценностей. Занятия стали полностью практическ ...
Описание диагностической работы по определению
уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...
Система начального образования
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся. Система реформирования начал ...