Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Педагогическая информация » Работоспособность учащихся профессионально-технических учебных заведений и приёмы её активизации

Страница 4

Основная задача преобразования первого уровня развития заключается в обогащении содержании работоспособности, в формировании социально значимых мотивов учения и труда, познавательной потребности, потребности в труде. У учащихся этого уровня необходимо формировать предметную направленность работоспособности: увлечь занимательными фактами, историческими примерами, вызвать стремление к выполнению несложных (пока) самостоятельных работ, сформировать интерес к профессионально значимым элементам знаний, показать им необходимость общеобразовательных знаний для успешного овладения специальностью. {LINKS}

Второй уровень развития работоспособности характеризует несколько иное отношение учащихся к учению и профессии. Понимая значение изучаемых основ наук, они проявляют интерес к учебному предмету, особенно когда преподаватель устанавливает связь рассматриваемого вопроса с их будущей профессией, практической деятельностью. В то же время решение задач по математике, физике, химии, выполнение упражнений, написание сочинений и т.п. не увлекает учащихся этого уровня, более того — они стремятся избежать такой работы, испытывая неуверенность в своих знаниях и умениях. Их привлекает интересный, простой материал, несложные задания, с помощью которых они могли бы получить положительные отметки, достигнуть успехов без особых усилий и напряжения.

Здесь можно выделить разнообразные мотивы: и узколичного плана, и долга, ответственности, осознания практической значимости знаний, социального значения труда. Однако все положительные мотивы связаны лишь с результативной стороной процесса обучения, ориентированы на успех, достижение результата. Характерная особенность работоспособности данного уровня заключается в том, что учение и труд выступают для учащегося в качестве средства для достижения личного благополучия. В то же время учащийся еще не способен руководить своими побуждениями, заниматься самовоспитанием, преодолевать свои недостатки, к которым относится прежде всего формальное усвоение ценностных ориентации.

Цели обучения в училище учащиеся этого уровня работоспособности видят в том, что оно позволят быстро получить самостоятельность, профессию, научиться работать. Но эти цели не оказывают существенного влияния на учебную деятельность; учащиеся стремятся учить только то, что, по их мнению, пригодится им на производстве. В целом работоспособность второго уровня еще неустойчива. Основная задача ее преобразования заключается в развитии идейно-нравственного содержания работоспособности, в формировании общественно значимых мотивов учения и труда.

Учащиеся, которых мы относим к третьему уровню развития работоспособности, отличаются достаточной сформированностью всех компонентов работоспособности. Они четко выделяют учебные предметы, которые кажутся им наиболее важными и интересными. На интересующих их уроках они активны, самостоятельны, могут с помощью преподавателя ставить цели предстоящей деятельности, сознательно стремятся овладевать знаниями и умениями, работая организованно, собранно и столько, сколько нужно.

Для работоспособности третьего уровня характерно не только развитие таких положительных мотивов, как осознание нужности получения среднего образования и профессии, долга, познавательного интереса, понимания общественной значимости знаний и умений, но и их четкая направленность (на овладение теоретическими или прикладными знаниями, способами познавательной или трудовой деятельности и т.д.), относительная их устойчивость. Однако учащиеся данного уровня развития работоспособности еще нуждаются в руководстве. Задачи воспитания здесь состоят в том, чтобы развить у учащихся умения ставить цели предстоящей деятельности, развивать познавательные интерес и потребность, формировать интерес к профессии, потребность в труде, ответственное отношение к своим обязанностям, к учению, к труду.

Учащихся четвертого уровня работоспособности отличает глубокое сознание необходимости получения среднего образования наряду с профессией, сформировавшиеся познавательная потребность, долг и другие мотивы учения. Свое будущее они уверенно связывают с получаемой специальностью. Их отличают общая целеустремленность и упорство в овладении любимыми предметами. Они легко включаются в поисковую познавательную деятельность — проекты приборов, приспособлений, условия задачи, ими составленные, способы решенных ими практических работ часто отличаются оригинальностью. Такие учащиеся глубоко изучают предмет, занимаются самообразованием.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Опыт использования компьютерных технологий на уроках физической культуры в старших классах
Анализ литературных источников показал, что часто используемые компьютерные технологии представляют собой информационные аудио- и видеопрограммы, динамические иллюстративные материалы. Применяя компьютерные технологии, учитель делает акцент на возможность их комплексного использования, т.е. на сост ...

Структура речевой коммуникации
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностью человеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачи мысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное с помощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет п ...

Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с онр распространёнными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с онр выявляется несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru