Работоспособность учащегося ПТУ – это качественно иной тип работоспособности обеспечивающий такое единство целей, потребностей и мотивов учебной и трудовой деятельности, которая побуждает учащегося активно овладевать общим и профессиональным образованием, стремиться как к общему, так и к профессиональному совершенствованию. Учащийся с высокоразвитой работоспособностью проявляет интерес как к учебной, так и трудовой деятельности. {LINKS}
На практике распространено мнение, что интерес к учению и другие мотивы учебной деятельности должны формировать преподаватели, а мастера производственного обучения формируют профессиональные знания и навыки. Социальная роль труда порой выпадает из поле зрения как тех, так и других. Взаимосвязь общего и профессионального образования и производительного труда остаётся в этом случае декларацией. Для подготовки современного квалифицированного рабочего необходимо, чтобы постоянно уделяли внимание формированию работоспособности учебной и трудовой деятельности и преподаватели, и мастера производственного обучения. Только при этом условии сформированные мотивы труда будут важным фактором развития работоспособности учебной деятельности как в теоретическом обучении, так и в производственном. Тесная связь преподавания общеобразовательных предметов обучения, но и воспитания у учащихся социально значимых черт личности.
Итак, сущность работоспособности заключена прежде всего в содержании целей, потребностей и мотивов, в характере связей и отношений между ними. У одних учащихся цели учения в профтехучилище состоят в том, чтобы быстрее стать самостоятельными, получить профессию, другие стремятся быстрее овладеть специальностью и получить при этом среднее образование, третьи не стремятся учиться, но они вынуждены это делать, чтобы избежать порицания своих родителей, преподавателей, мастера, четвертые, наоборот, увлечены учением, стремятся стать квалифицированными рабочими. Таким образом, характер работоспособности зависит от сознательно поставленной учащимися цели.
Содержание потребностей учащихся также различно: учатся потому, что понимают необходимость, полезность своих знаний как для себя, так и для общества, или потому, что видят в этом смысл для свого общего развития и будущей специальности, или потому, что осознают необходимость образования для овладения профессией.
Соответственно, очень различны и мотивы: интересно открывать новое, считают своим долгом хорошо учиться, интересуют теоретические вопросы, связанные со специальностью, хотят научиться работать и т. д. Многие учащиеся объясняют свой интерес к изучаемому предмету тем, что он формирует у них полезные умения и навыки, содействует решению практических вопросов. Таким образом, работоспособность учебной деятельности и труда и ее характер зависит от того, какими целями учащийся руководствуется, какие потребности осознает, какие побуждения испытывает. Это сторона работоспособности характеризуется общими признаком, который называется идейно-нравственным содержанием работоспособности, и указывает, во имя каких идейно-политических, идеологических, нравственных и правовых идей и норм, общественных интересов и взглядов проявляет учащийся активность в учебно-трудовой деятельности. Этот признак характеризуется составом целей, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций, обобщенностью и осознанностью.
Обобщенность работоспособности – свойство личности распространять свои действия не только на изучение отдельного предмета, выполнение понравившихся операций, а на учение в целом. При этом учащийся имеет правильное представление о социальных функциях знаний, получаемой профессии и их роли в формировании личности.
Осознанность работоспособности рассматривается как стремление учащихся развивать в себе более совершенные побуждения к учению и труду как признание ценности знаний для личности и общества, как осознание необходимости знаний для профессионального совершенствования. При этом учащийся глубоко осознает духовную роль учения и труда, которые ему необходимы для удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей.
Другим общим признаком работоспособности является ее предметная избирательности или направленность, отражающая то, что привлекает учащихся в учебно-трудовой деятельности: в содержании учебного материала, способах действий, видах деятельности. Практика показывает, что направленность работоспособность может быть самой разнообразной: на знания, виды деятельности, способы применения знаний и умений, способы практических действии. Таким образом, направленности работоспособности указывает, на что направлены цели, потребности, интересы, идеалы, побуждения учащихся, т.е. отвечает, для чего и ради чего учащийся стремится к учению и труду, в чем он видит их смысл, что его привлекает в учении, в труде, что интересует и т.д.
Великая педагогика:
Сущность социализации учащихся
Выпишите из словарей обыденное и научное определения следующих понятий: я - концепция, активные методы обучения, педагогическая мотивация, рефлексия педагогическая, пространство образовательное, воспитание Обыденное определение Научное определение Я-концепция - представление человека о себе Я-конце ...
Экспериментально-практическая работа по развитию динамической координации в
пространстве незрячих и частичновидящих детей
В рижском специализированном детском дошкольном учреждении № 204 в 1990-1991 учебном году впервые открылась группа для незрячих и частичновидящих детей. Ее посещали 7 детей. 1. Оля Д. 5л. атрофия зрительных нервов, тотальная слепота. 2. Дима Н.3г. ретролентальная фиброплазия, тотальная слепота. 3. ...
Особенности работы по обучению рассказыванию детей дошкольного возраста с
ОНР
Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии, таких как "Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи 6-го года жизни", Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. "Подготовка к школ ...