Следующий важнейший признак работоспособности – её динамические свойства, являющиеся формой, способом её существования и проявления. Эти особенности работоспособности характеризуются интенсивностью, устойчивостью и действенностью побуждений.
Интенсивность выражается в возбудимости мотивов, степени преодоления трудностей в учении, в труде, в приложении волевых усилий. Устойчивость – степень желания учиться, готовности к труду, убежденности в необходимости для рабочего среднего образования, готовности реализовать идейные позиции и поступки. Действенность – способность актуализировать необходимый в данной ситуации мотив, принять нужное для дела решения. {LINKS}
Важность этого признака работоспособности в учебной деятельности учащегося ПТУ несомненна: в процессе изучения общеобразовательных и специальных предметов, во время производственного обучения учащиеся сталкиваются с большими трудностями, требующими для их преодоления высокой устойчивости и действенности. Однако на практике эта сторона работоспособности у учащихся профтехучилищ сформирована недостаточно. Часто им не хочется заниматься, они невнимательны, еще редки случаи, когда учащиеся активны в течении всего урока, на всех уроках и т.д.
Очевидно, о сформированности работоспособности учебно-трудовой деятельности можно говорить в том случае, когда развиты все основные её признаки: идейно-нравственное содержание, предметная направленность и динамические свойства. Каждый из этих общих признаков образуется совокупностью частных.
Каждый человек характеризуется различной степенью сформированности работоспособности, и сложности работы педагога состоит в том, что он в своей деятельности сталкивается с множеством альтернатив. Какие признаки работоспособности необходимо формировать в первую очередь? Какие цели ее воспитания будут актуальными в данной группе? Насколько развита работоспособность у разных учащихся? Чтобы выбрать средства воспитания, наметить цели, преподавателю необходимо хотя бы в общих чертах знать уровни развития работоспособности учащихся. Уровень развития характеризует работоспособность учащегося в определенные период его жизни. Рассмотрим сущность каждого уровня.
В своей практике преподаватели ПТУ часто встречаются с учащимися, которые учатся по какому-то предмету плохо, считают его неинтересным, а причиной этого считают то, что в школе, по их мнению, эти уроки были скучные, неинтересные. Во время объяснения материала в ПТУ такие ребята невнимательны, отвлекаются. На замечания реагируют болезненно, долго не могут сосредоточиться. Поэтому процесс включения их в деятельность замедлен. Активность они проявляют редко — в моменты проведения практических, самостоятельных работ или во время демонстрации опытов, учебных фильмов, в учении беспомощны, требуют постоянного руководства, подбадривания, помощи.
Весь интерес к профессии сводится к мотиву материального вознаграждения. Учащиеся часто утверждают, что многие люди работают только из-за денег, а педагоги в ответ выдвигают тезис, что отношение к труду полностью исключает ориентацию на заработок. Необходимо подчеркнуть, что и то и другое неверно. Профессиональная деятельность — обычный путь материального обеспечения работника. Совершенно неверно было бы предполагать, что в теории работоспособности отрицается роль денег для работающего человека. Признание учащимся роли денег не позволяет делать вывод об отрицательном его отношении к труду. Здесь важно другое: является ли мотив материального вознаграждения единственным трудовым мотивом, явно оттесняя другие на задний план.
Первый (низкий) уровень работоспособности характеризуется малочисленностью положительных мотивов учения и труда. В основном это мотивы избежания неудобств, дискомфорта (вынужден учиться, так как этого требуют родители, учителя, мастера) или узко личные (желание как-то устроиться в жизни). Познавательные интересы аморфны, ситуативны и кратковременны, проявляются к знаниям лишь эмпирического, прикладного характера. Практически ко всем сторонам содержания образования и профессии учащийся относится равнодушно, не сознает важности общего и профессионального образования, свои жизненные планы не связывает с общим образованием и будущей профессией, не испытывает потребности и желания овладевать знаниями, приемами учения, предпочитает несложные виды деятельности. В труде такой учащийся видит только способ удовлетворения своих материальных потребностей. Его поступки детерминированы внешними условиями: в одних ситуациях может проявлять трудолюбие, в других — нежелание работать, лень и т.д. В большинстве случаев он пассивен, безынициативен, не осознает себя членом коллектива.
Великая педагогика:
Индивидуализация воспитания трудных детей в начальной школе
Воспитательные воздействия влияют на ученика не прямо. Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн показал, что внешние причины действуют через внутренние условия. Под последними он понимал личность человека. Мы уже употребляли это понятие выше. Но сейчас есть смысл привести его определение. Лич ...
Понятие фразеологизма и его основные признаки
Фразеология (от греч. рhrasis, ‘выражение’ и logos ‘учение’) — фразеологический состав языка (то есть совокупность всех фразеологизмов), а также раздел языкознания, его изучающий. Хотя фразеологизмы состоят из нескольких слов, они по значению (значение имеет весь фразеологизм в целом, а не составля ...
Особенности произносительной стороны речи у дошкольников с общим
недоразвитием речи
У детей старшего дошкольного возраста с онр распространёнными являются трудности в овладении звукопроизношением. При нарушении фонетико-фонематической стороны речи у детей с онр выявляется несколько состояний: - недостаточное различение и затруднение в анализе только тех звуков, которые нарушены в ...