Высокий уровень – у учащихся сформирован мотив достижения успеха в учебно-творческой деятельности;
Средний уровень — у учащихся в средней степени сформирован мотив достижения успеха в учебно-творческой деятельности;
Низкий уровень — у учащихся мало сформирован мотив достижения успеха в учебно-творческой деятельности. {LINKS}
Методика “Шкала-Градусник” на выявление эмоционального отношения к учебно-творческой деятельности .
По каждому показателю эмоционального отношения к учебно- творческой деятельности определялся уровень эмоционального состояния высокий уровень - от 11-15, средний уровень от 5-10 баллов, низкий уровень – от 0-4 баллов).
Высокий уровень – у учащихся высокий уровень эмоционального состояния в данный момент.
Средний уровень - у учащихся средний уровень эмоционального состояния в данный момент.
Низкий уровень - у учащихся низкий уровень эмоционального состояния в данный момент.
4. Для выявления упорства школьников в умственной деятельности им предлагается расшифровать текст, написанный цифрами, в котором каждая буква алфавита закодирована двузначным числом. Текст представляет собой связный рассказ, но слова в тексте подбираются таким образом, чтобы исключить догадку при их раскодировании. Интерпретация проводится по количеству верно расшифрованых букв. Максимально возможное количество букв – 17.
5. Методика «Анаграммы» предназначена для выявления наличия или отсутствия у школьников одного из компонентов теоретического мышления – теоретического анализа. Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путём перестановки входящих в них букв). Они должны по данным анаграммам найти исходные слова. Интерпретация данных велась из учёта количества правильных ответов. Максимально возможное количество правильных ответов – 9.
6. Выявление такого параметра, как гибкость мышления, велось при помощи методики «Переводчики». Учащимся предлагаются две фразы в символической записи с их переводами на русский язык. Задача состоит в том, чтобы записать этими символами несколько предложений. Показателем гибкости мышления является умение быстро переходить с одного способа рассуждения на другой. Интерпретация данных велась с учётом количества правильных ответов.
7. Для изучения способности учащихся выделять существенное используется методика «Исключения». Учащимся предлагается ряд слов, в каждом из которых пять даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики должны за специально отведённое время (10-20 секунд) выделить два слова, наиболее существенные для слова перед скобками. Ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны абстрагироваться. Те, кто допустил ошибки (или просто не выполнил задание), не умеют отличать существенные и несущественные признаки, т.е. такая способность у них не развита .
8. Тест творческого (дивергентного) мышления проводится в групповой форме. Время проведения 25 минут. Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:
— беглость (Б)
— гибкость(Г)
— оригинальность(О)
— разработанность {Р)
— название (Н)
Беглость — продуктивность, определяется путем подсчет количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.
Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).
Гибкость — число изменений категории рисунка, не считая первого рисунка.
Четыре возможные категории:
- живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица, и т.д.
- механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, т.д.
- символическое (С) - буква, цифра, название, герб флаг символическое обозначение и т д.
- видовое, жанровое (В)-город, шоссе, дом, двор, космос, горы и т. д
Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.
Великая педагогика:
Роль фонематического восприятия в формировании письменной речи
А.Н.Корнев указывает на то, что необходимой предпосылкой навыка символизации, т.е. буквенного обозначения фонем, является достаточная зрелость фонематического восприятия. Известно, что в русской орфографии выделяются следующие основные принципы правописания: фонетический (фонематический), морфологи ...
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного
этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную ...
Средства обучения математике
В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое &quo ...