Из таблицы видно, что более 80% родителей негативно отзываются о политике государства в присутствии детей, не скрывают от детей факты дачи взяток, а почти 100% не верят в реальность тезиса "право выше власти", при этом большинство опрошенных желают, чтобы их дети жили за границей. {LINKS}
Опрос 90 студентов заочной формы обучения, получающих второе высшее образование в одном из коммерческих вузов (все - родители детей разного возраста, были даже 2 бабушки) показал, что большинство опрошенных в большей степени имеют представление о правах родителей и детей, чем об обязанностях, не знакомятся с Уставом школы, в которой учатся дети, будущее детей видят в идеале "за границей", что также является показателя ми правового нигилизма в родительской среде. Результаты опроса отражены на рисунках 3-5.
Рисунок 3.
Рисунок 4.
Рисунок 5
Показательно, что среди причин, по которым был выбран ответ "за границей", наиболее популярными оказались следующие: во-первых, "Выше уровень жизни" (87% выбравших такой вариант) и "Люди защищены государством" (75% выбравших вариант "за границей").
Родители не скрывают проявления правового нигилизма в кругу семьи, более того, считают, что нынешние дети быстро взрослеют и, как выразился один из респондентов: "Пусть не думают, что все в жизни легко дается, да они и сами все видят".
Результаты анкетирования детей из этих же семей показывают примерно такую же картину (таблица 2). Дети в основном повторяют своих родителей, но не осуждают их. Школьники искренне считают, что родители делают все возможное, чтобы обеспечить их будущее, а такие "вещи", как взятки - обычное явление. Следует также отметить, что большинство опрошенных родителей отрицательно отнеслись бы к прямому нарушению закона (в виде правонарушения) своими детьми. Более 90% опрошенных родителей не считают себя правовыми нигилистами.
Таблица 2. Результаты анкетирования подростков (14-15 лет)
Вопросы подросткам |
Ответы |
Выбрали этот ответ | |
Полные семьи |
Неполные семьи | ||
1. Как вы относитесь к тезису "право выше власти" в реалиях нашей страны? |
Это пока нереально |
43 |
61 |
2. Считаете ли вы взятку нарушением закона? |
Да |
34 |
51 |
Нет |
16 |
16 | |
3. Знаете ли вы содержание КРФ? |
Да, в рамках школьной программы |
37 |
51 |
4. Сталкивались ли вы лично в жизни с нарушениями закона? |
Да |
32 |
46 |
5. Чье мнение для вас является решающим, если вам надо сделать выбор, нарушать или нет установленные правила |
Родителей |
39 |
42 |
Родителей и друзей |
43 |
58 | |
Учителей, которых уважаю |
12 |
15 | |
6. Что или кто, на ваш взгляд, способствует негативному отношению к закону среди подростков? |
Чиновники и взяточники |
31 |
37 |
Несправедливость и неравенство в обществе |
43 |
59 | |
7. Откуда, в основном, подростки черпают идею о безболезненном нарушении закона? |
Телевидение |
32 |
44 |
Окружающая жизнь |
35 |
51 | |
8. Верите ли вы в торжество закона? |
Нет |
43 |
51 |
Великая педагогика:
Метод проектов в зарубежном и российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...
Коммуникативные взаимосвязи в образовательном процессе
Человеческое бытие есть всегда «бытие с другими». Качество человеческой жизни, надежды на счастье, успешность человека связаны с умением правильно строить взаимодействие с различными людьми, эффективно общаться. В сфере образования общение, с одной стороны, есть средство познания и приобщения к ист ...
Функции и виды контроля знаний в
педагогическом процессе
Контроль - неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида: предварительный, текущий, итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения Назначение предварительного контроля состо ...