Одной из составных частей юридического нигилизма является пренебрежительное отношение к праву, несоответственное его восприятие обществом. Так, по мнению Н.И. Матузова, в современной России право многими расценивается не как основа жизни и деятельности граждан, не как база человеческих взаимоотношений, а как некое побочное, второстепенное и в какой-то степени неинтересное явление в общественной и политической жизни. {LINKS}
Корни правового нигилизма лежат не только в юридическом невежестве и правовой отсталости общества, а также в особенностях выполнения государством его внутренних функций, связанных с социальной сферой жизни и реализацией права. Некоторые исследователи считают нигилизм и правовой нигилизм в частности характерной чертой менталитета русского народа. Теоретики права выделяют два уровня правового нигилизма: государственный и общественный.
Первый уровень (наиболее высший и значимый) - государственный. В данной ситуации правовой нигилизм наблюдается в деятельности высших органов государства (федерального собрания, министерств). Второй уровень проявления правового нигилизма - общественный. При подобном проявлении отрицание права носителями нигилизма являются граждане государства, обыватели, не связанные с работой государственного механизма. В данном случае правовой нигилизм проявляется в основном в различных правонарушениях.
Исследователи выделяют также и различные виды правового нигилизма, например теоретический и практический, проявления в поведении не только в виде действия, но и бездействия, внутренний правовой нигилизм и внешние формы его проявления. Н.И. Матузов, И.А. Ильин, В.А. Тумаков и др., считают основными источниками правового нигилизма тяжелую социально-экономическую ситуацию в стране, расслоение населения, социальную несправедливость, противоречивость и многочисленность законов, декларативность законов, правовую неграмотность населения.
В данной работе под правовым нигилизмом понимается "негативное, скептическое отношение к праву, неверие в возможность обеспечить с помощью правовых средств реализацию интересов общества и гражданина на основе социальной справедливости" .
Психологи, занимающиеся проблемами подросткового возраста, считают, что основными источниками влияния на "домашних" детей являются самые близкие, авторитетные и доступные источники. Таковыми называют семью, СМИ, школу, друзей. Объектом внимания в данном исследовании является семья.
В ходе исследования нами было опрошено 48 полных семей (71 ребенок подросткового возраста) и 63 неполных (67 детей подросткового возраста) семьи. Результаты анкетирования родителей отражены в таблице 1.
Таблица 1. Результаты анкетирования родителей (количество человек)
Вопросы родителям |
Ответы |
Выбрали этот ответ | |
Полные семьи |
Неполные семьи | ||
1. Как вы относитесь к тезису "право выше власти" в условиях реальной жизни? |
Не верю в реальность |
46 |
63 |
2. Часто ли вы при детях негативно отзываетесь об органах государственной власти или их представителях? |
Да, потому что они уже взрослые |
37 |
58 |
1 |
2 |
3 |
4 |
3. Приходилось ли вам нарушать закон? |
Да |
3 |
7 |
4. Приходилось ли вам давать взятки? |
Да |
39 |
61 |
5. Знают ли об этом ваши дети? |
Да |
31 |
54 |
6. Считаете ли вы взятку нарушением закона? |
Формально - да, но мне не стыдно |
27 |
46 |
Это не нарушение, а норма жизни |
14 |
11 | |
7. Где бы вы хотели, чтобы ваш ребенок строил свою взрослую жизнь? |
За границей |
45 |
52 |
8. Каково было бы ваше отношение к нарушению законодательства вашим ребенком? |
Отрицательное |
41 |
54 |
Зависит от того, что нарушил |
7 |
11 | |
9. Как вы считаете, кто виноват в том, что многие школьники не уважают государство? |
Само государство |
41 |
58 |
10. Построено ли у нас правовое государство |
Нет |
48 |
63 |
11. Знаете ли вы содержание КРФ? |
Знаком в общих чертах |
13 |
8 |
Мне это не нужно, так как все равно не выполняется |
21 |
34 | |
Нет |
14 |
34 | |
12. Часто ли вы вместе с детьми смотрите телевизор? |
По выходным |
31 |
14 |
Почти каждый вечер |
15 |
21 | |
13. Какие передачи смотрите совместно? |
Новости и фильмы |
37 |
42 |
14. Прочитайте определение термина "правовой нигилизм" и скажите, является ли это явление опасным для общества |
Да, является |
39 |
48 |
15. Считаете ли вы себя правовыми нигилистами? |
Нет |
41 |
53 |
Великая педагогика:
Реформы в области образования
В Азербайджане реформы начались с 1992 года введением общего экзамена - тестового экзамена для вступления в вузы, что имело цель предотвратить на вступительных экзаменах коррупцию. То же самое произошло позже, когда на уровне магистратуры тоже были введены тестовые экзамены. Кроме этого произошли д ...
Роль контроля и самоконтроля при организации самостоятельной работы
учащихся по иностранному языку
Задача «учить учиться» предполагает чёткое руководство самостоятельной работой со стороны учителя. Надо иметь в виду, что самостоятельная работа в учебных условиях является лишь относительно самостоятельной. Учащиеся испытывают на себе косвенное воздействие обучающей стороны, которое распространяет ...
Особенности представления старшеклассников о
семейной жизни
Исследование ценностных ориентаций учащейся молодежи на протяжении последних четырех лет показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Существенное место в представлении молодеж ...