Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Педагогическая информация » Семья как источник формирования правового нигилизма у школьников

Страница 1

Проблема правового нигилизма как реальности нашего общества, источников его формирования и теоретической основы достаточно хорошо изучена в исследованиях отечественных теоретиков права. В последнее время внимание ученых часто обращается на широкое распространение данного явления в подростковой среде. Проявление правового нигилизма в повседневной жизни в виде девиантного, отклоняющегося поведения подростков является объектом исследования психологов, педагогов. Существует убеждение, что тяжелая социально-экономическая ситуация в стране является главным источником правового нигилизма подрастающего поколения. Внимание общества приковано к явным, вопиющим фактам подростковой преступности, беспризорности. {LINKS}

Вместе с тем, большинство детей живет в обычных семьях, среднестатистических, которые в школе называют "благополучными". В данном исследовании делается попытка рассмотреть источники формирования правового нигилизма у среднестатистического школьника из "нормальной" семьи, возраст - 14-16 лет. Важным для исследования является то, что все школьники данной категории изучают курс права (в рамках курса "обществознание"), то есть нельзя говорить об их полной правовой безграмотности.

Цель исследования: выявить роль семьи в формирования правового нигилизма у школьников и предложить некоторое усовершенствование законодательства для снижения остроты этой проблемы.

Задачи исследования:

изучить теорию вопроса;

опытным путем определить степень влияния правового нигилизма родителей на формирование этого качества у их детей;

провести анализ нормативно-правовых актов, относящихся к данной проблеме;

внести и обосновать свои предложения по совершенствованию законодательства.

Теоретическая база исследования: исследования отечественных теоретиков права в области проблемы правовой культуры, правосознания, правового нигилизма и правового идеализма (Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук, Н.И. Матузов, В.А. Тумаков и др.).

Методы исследования: сравнительно-аналитический, опросно-диагностический, анализ нормативно-правовых актов, математическая и статистическая обработка полученных данных с последующим графическим отображением.

"Благополучная" семья и проблема формирования правового нигилизма у школьников-подростков

По данным официальных источников, в Калининградской области в 2004 г. на специальном учете состояли в УВД 750 несовершеннолетних из группы риска, а 685 - из "благополучных" семей. Данные отражены на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Представленные данные позволяют говорить об актуальности проблемы правового нигилизма среди подростков. Дадим определение этого явления.

Теоретики права Н.И. Азаров, В.Н. Дмитрук также расценивают правовой нигилизм как отсутствие правовой культуры гражданина или коллектива, понимая под правовой культурой знание и понимание права, осознанное выполнение его предписаний. Правовой или юридический нигилизм, по мнению В.А. Тумакова, характеризуется негативным отношением к праву вплоть до полного его отрицания и неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Великая педагогика:

Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
Так как Франция – одна из первых стран, начавших практиковать дистанционные методы обучения, то хотелось бы поближе познакомится формами и методами организации именно этого вида обучения. В этом разделе приводятся наиболее интересные формы организации дистанционного учебного порцесса. Учебные занят ...

Функционально-ролевой репертуар специалиста по социальной работе
Конкретизация деятельности специалиста по социальной работе вытекает из его основных функций. (по В.Г .Бочаровой, Е.И. Холостовой), которые раскрывают специфические особенности социальной работы как профессии. Диагностическая функция предполагает изучение социальным работником особенностей семьи, г ...

Программа профилактики склонности к наркотикам старших подростков в общеобразовательной школе
Юдкиной А.А., методистом Городского центра образования и здоровья «Магистр» г. Новосибирска в своей работе отражены принципы, направления, формы профилактической деятельности аддиктивного поведения в образовательном учреждении. Рассмотрим данные принципы: Принцип научности. Является важнейшим, счит ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru