Проведя подробный анализ психологической и методической литературы, мы пришли к выводу, что проблема формирования нравственных представлений и поступков у младших школьников в процессе внеклассного чтения в настоящее время является крайне актуальной. {LINKS}
Наш эксперимента проходил в три этапа: подбор методик исследования, проведение исследования, анализ и интерпретация полученных данных.
Исследование проводилось в гимназии № 4 г. Красноярска. В исследовании принимали участие учащиеся 4-х классов. Всего в исследовании участвовало 40 человек. Эксперимент проходил в мае 2009 года.
Для реализации цели нашего исследования – выявить уровень правовой воспитанности младших школьников, мы использовали следующие методики:
методику М.И. Шиловой,
метод «Незаконченный рассказ»
Анкету
Методика М.И. Шиловой
Таблица 1. Критерии воспитанности (по М.И. Шиловой.)
Критерий оценки |
Проявление воспитанности |
Эрудиция |
Прочность и глубина знаний. Использование дополнительных источников знаний. |
Культура речи. |
Доказательность и аргументированность суждений. |
Сообразительность. |
Старательность. Добросовестность. |
Прилежание |
Регулярность и систематичность учебной работы. Самостоятельность. |
Внимательность. Взаимопомощь. |
Организованность и собранность. Стремление совершенствовать результаты. |
Трудолюбие |
Бережливость. Привычки к самообслуживанию. Эстетика и культура труда. |
Отношение к природе |
Помощь природе. Сохранность природы в повседневной жизнедеятельности |
Следование правилам безопасности |
Бережное отношение к земле, животным, растениям. |
Нравственные качества и сознательная дисциплинированность |
Выполнение правил поведения учащихся. Соблюдение правил внутреннего распорядка школы. Следование нормам и правилам человеческого общения. Терпимость к недостаткам и слабостям других. Милосердие. |
Эстетические вкусы |
Участие в жизни класса и школы Аккуратность и опрятность. Культурные привычки. Внесение элементов эстетики в свою жизнь. Способность откликаться на прекрасное в жизни. Посещение центров и учреждений культуры |
Навыки самосовершенствования |
Элементы саморегуляции поведения. Умение организовать свое время. Соблюдение санитарно-гигиенических правил. Забота о собственном здоровье. Наличие вредных привычек |
Степень сформированности качеств оценивается по пятибалльной системе:
1— качество не проявляется;
— качество проявляется редко;
— качество проявляется почти всегда, но под воздействием воспитателя;
— качество проявляется почти всегда, но еще не стало потребностью школьника, требуется контроль со стороны взрослых и коллектива;
— качество проявляется всегда, иначе ученик поступить не может.
Метод «Незаконченный рассказ»
При использовании метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором герою необходимо было действовать, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждого испытуемого просили представить, что действующим лицом является он сам. Ученик должен был закончить рассказ, предлагая свои способы поведения и обосновывать их.
Великая педагогика:
Финансовая и хозяйственная деятельность Учреждения. Имущество
и средства Учреждения
4.1 Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется на основе нормативов финансового обеспечения деятельности, установленных в соответствии действующим законодательством. 4.2 Учреждение осуществляет приносящую доходы деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради ...
Критерии оценки кабинета биологии в процессе экспертизы профессиональной
деятельности учителей биологии
Кабинет биологии по количеству и расстановке мебели, освещенности, расположению учебно-наглядных пособий и т. д. должен соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, которые предъявляются к учебным кабинетам образовательных учреждений и могут быть сформулированы следующим образом: • Наличие ...
Диагностика уровня познавательной активности детей старшего дошкольного
возраста
Для изучения познавательной активности детей старшего дошкольного возраста на базе ДОУ «Ромашка» города Ноябрьска был проведен эксперимент. В эксперименте приняли участие дети старшей группы в количестве 20 человек. Они были поделены на две группы: экспериментальную и контрольную (по 10 человек в к ...