Определение уровня правовой воспитанности младших школьников

Педагогическая информация » Определение уровня правовой воспитанности младших школьников

В законе “Об образовании” подчёркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на его совершенствование. Выделены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье.

{LINKS}

Гражданское образование – это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанностей гражданина.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Гражданское образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами учебных дисциплин

Актуальность гражданского образования определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Цель гражданского образования в начальной школе – создание условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нём.

Необходимость образования в области прав человека признается мировым сообществом как важнейший элемент утверждения общечеловеческих ценностей, духовного и нравственного развития личности. Знание своих прав и свобод, умение их реализовать, защитить, четкое понимание единства личной свободы и ответственности составляет основу правовой культуры. Признание необходимости правового просвещения нашло свое отражение в письме Министерства Образования Российской Федерации «О повышении правовой культуры и образования учащихся».

Воспитание будущего избирателя происходит с детских лет и проявляется в деятельности человека на протяжении всей его жизни. Формирование правовой культуры школьников надо начинать уже с начальных классов. В этом возрасте можно знакомить ребят с историей избирательного права, содержанием законов о выборах. Это будет способствовать тому, что во взрослой жизни они не останутся равнодушными к проблемам страны, республики, своего города, научатся ответственно относиться к праву «избирать и быть избранным». Поймут важную истину: «От выбора каждого зависит судьба страны».

Демократизация общества, успешное развитие государства во многом зависят от гражданских качеств подрастающего поколения. На современном этапе развития российского общества гражданское образование школьников становится предметом государственной политики и обязательной, неотъемлемой частью образования, начиная с начальной школы.

Это подтверждается тем, что в «Обязательный минимум содержания начального общего образования» в 1998 г. был введен раздел «Обществознание» в рамках образовательного компонента «Окружающий мир», включающий элементарные знания о государстве, демократии, правах человека и правах ребенка, об основных нормах морали, культуре общения. Правовую базу гражданского образования школьников составляет ряд нормативных документов Министерства образования РФ (информационно-методические письма «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»; «О гражданско-правовом образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы»).

Становление и развитие правового государства, в котором доминирующее начало приобретают права человека и ценности личности, зависят, прежде всего, от воспитания и обучения молодого поколения. Поэтому в настоящее время остро стоит необходимость в использовании всех воспитательных средств в учебно-воспитательном процессе школы для развития детей в духе уважения прав человека, к свободе и человеческому достоинству.

Среди общечеловеческих ценностей гуманистическая педагогика выдвигает на первое место человека, его права, свободу и соответствующие им воспитание и обучение. В центре внимания прогрессивных педагогических концепций каждого народа всегда было признание человека высшей общечеловеческой ценностью, уважение к его личности, его достоинству, защита его прав на свободу и развитие, утверждение демократических принципов в его воспитании и образовании.

Велика роль школы, которая может сделать многое для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не просто суммой знаний для ее воспитанников, но и синтезом моральных норм, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, способность сопротивляться злу, пошлости, жестокости. Поэтому нравственно-правовое воспитание является одной из важнейших задач школы.

Большое внимание, как в отечественной, так и зарубежной педагогике уделяется проблеме гуманистического воспитания, воспитания в духе уважения прав человека, культуры мира, взаимопонимания. Проблемы правового воспитания поднимаются в работах А.Я. Азарова, Т.В. Болотиной, М.А. Галагузовой, В.А. Караковского, А.П. Мовчана, М.Н. Лазутовой, А.Ф. Никитина, П.И. Пид-касистого, Н.Г. Суворовой, З.К. Шнекендорфа, В.И. Шеланкова, Ю.А. Яковлева и др.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования: «Правовое воспитание младших школьников».

Объектом нашего исследования является правовое воспитание.

Предмет исследования – правовое воспитание младших школьников.

Цель исследования – выявить уровень правовой воспитанности младших школьников.

Задачи исследования:

Проанализировать литературу по теме исследования.

Дать характеристику основным понятиям работы

Выявить уровень правовой воспитанности младших школьников

Гипотеза исследования – мы предполагаем, что преобладающим уровнем правовой воспитанности младших школьников является средний, низкий и очень низкий

Методы исследования – анализ литературных источников, эксперимент, анкетирование, анализ результатов.

Великая педагогика:

Выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста
Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте. Цель констатирующего этапа работы - выявле ...

Особенности детей из социально-неблагополучных семей
Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не создают условий для н ...

Педагогическое творчество как фактор развития педагогических способностей
Основное содержание деятельности преподавателя включает в себя выполнение нескольких функций — обучающей, воспитывающей, организующей и исследовательской. Они воспринимаются в единстве, хотя у многих одни довлеют над другими. Педагогические цели часто побуждают к глубоким обобщениям и систематизаци ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru