Наиболее удобны для содержания в уголке живой природы животные, которые могут быть помещены в аквариумах: рыбы, улитки, плавунцы, гидры, дафнии и т. п.
В аквариумах показывается сочетание жизни водных животных с водной растительностью (элодея, валлиснерия, рдест, роголистник, водокрас, пузырчатка). Взаимосвязь животных и растений, обеспечивающая обмен веществ, может быть показана даже в запечатанных аквариумах. {LINKS}
Аквариумы красиво размещаются между растениями влажной среды (циперус, антуриум). По зоологии необходимо иметь животных, изучение которых ведется наглядными и практическими методами. Из простейших рекомендуются туфельки, чья культура всегда должна содержаться в уголке для урочной и внеклассной работы, почему необходимо иметь небольшой запас хорошего лугового сена или сушеных листьев салата.
Необходимо с осени заготовлять и сохранять в аквариумах живых гидр, дождевых червей, прудовиков, лужанок, катушек. Живых гидр сохраняют с осени в озелененном аквариуме, подкармливают кусочками мяса, дафниями, мотылем и т. п. Для хранения некоторого запаса дождевых червей изготовляется деревянный ящик с плотными стенками и закраинами, чтобы черви не выползали. Ящик наполняют поочередно слоями опавших листьев и хорошей огородной земли и помещают в него до 50 штук червей. Хранят его в прохладном подвале. Сверху защищают от крыс крышкой с проволочной сеткой.
В осеннюю пору желательно собрать различных гусениц, бабочек и других живых насекомых в зависимости от того, какие из них встречаются в данной местности. Весной хорошо наблюдать живых майских жуков. В южных районах желательно разводить в уголке живой природы тутового шелкопряда, в более северных - китайского дубового шелкопряда. Представляет большой интерес для наблюдения улей с кавказскими (нежалящими) пчелами.
Из рыб чаще всего требуются некрупные карасики для наблюдения за их передвижением; рекомендуется также иметь по возможности и других рыб. В городских школах большое значение имеет разведение тропических аквариумных рыб, в частности гамбузий. Особенно необходимы лягушки.
Для сохранения этих весьма нетребовательных животных можно также воспользоваться большим аквариумом, из которого лягушки не могли бы выпрыгнуть, причем воды в аквариум наливают немного и слегка наклоняют его так, чтобы лягушки могли находиться частью в воде, частью на суше. Сосуд вместе с лягушками хранят в прохладном помещении. В этом случае лягушки долгое время не требуют корма и сохраняются несколько месяцев.
Из других земноводных хорошо выживают в неволе жабы. Неплохо также иметь в уголке живой природы тритонов, квакш (древесниц). Из пресмыкающихся рекомендуется иметь ящериц, ужа, черепаху; из птиц — голубей и по возможности других птиц; из млекопитающих — морских свинок, хомячков, ежа.
Со многими из перечисленных животных в уголке живой природы могут быть поставлены опыты, необходимые по курсу анатомии, физиологии и гигиены человека. Например, по теме «Обмен веществ» могут быть поставлены опыты с получением авитаминозов В и С, по влиянию окраски грунта на окраску тела лягушек, влиянию гормона щитовидной железы на метаморфоз головастиков. По теме «Высшая нервная деятельность» возможен ряд опытов по выработке условных рефлексов у рыб, птиц и млекопитающих.
Для наблюдений и опытов до общей биологии могут быть использованы эти же животные. Очень важно содержать различные расы мушки дрозофилы, а так же тропических рыб, опыты с которыми доступны каждой школе.
В отличие от растений животные разных типов требуют различного помещения: аквариумов, террариумов, клеток. Каждое животное также должно иметь этикетку с названием и паспорт в зоологической картотеке уголка живой природы. Кроме того, на каждом аквариуме, каждой клетке и т. п. должна быть карточка с указанием ухода, нормы кормления. На этой карточке указывают фамилию учащегося, ведущего опыт .
Животные в уголке группируются по типам и классам, но возможна группировка по среде обитания и в сочетании их с соответствующими растениями.
На одном из окон кабинета (класса) или живого уголка можно представить «живую систему» растений, что будет полезно для учащихся. Для нее используются комнатные и дикорастущие растения, располагаемые на полках, укрепленных на окне, или на этажерке у окна: виды одного рода, роды одного семейства и т. д.
На стене же на полочках удобно представить систему животных, комбинируя живые объекты (лучше всего беспозвоночных) с чучелами (мелких позвоночных) и в отдельных случаях с рисунками (крупных животных) - наглядное пособие для учащихся. Иерархические отношения между систематическими группами обозначают при помощи шнура, тесьмы.
Великая педагогика:
Наркомания – как вид аддиктивного поведения старших подростков
Напомним, что Короленко Ц.П. выделил химические и нехимические формы аддикций. К нехимическим относятся: азартные игры, сексуальная, любовная аддикция, аддикция отношений, работогольная аддикция, аддикция к трате денег, урогентная аддикция. Промежуточное место между химическими и нехимическими адди ...
Описание диагностической работы по определению
уровней развития экспрессивной лексики старших дошкольников
Целью констатирубщего этапа педагогического эксперимента стало: выявление уровня развития экспрессивной лексики детей 6 г.ж. Обследование речи детей проводилось на базе дошкольного учреждения №14 г. Севастополя. В эксперименте принимали участие 2 группы дошкольников старшего возраста по 15 человек ...
Методологическое использование игры на уроках немецкого языка
Хорошо известно, как трудно вызвать и затем поддерживать интерес к изучению немецкого языка, которому в последние годы конкуренцию составляет английский язык, чья востребованность неоспорима. Учителю немецкого языка необходимо постоянно искать новые подходы в преподавании, которые активизировали бы ...