В живом уголке в течение всего учебного года содержат растения:
1) комнатные,
2) дикорастущие травянистые (семенные и споровые),
3) культурные, выращиваемые из семян, корней, клубней и луковиц,
4) ветки деревьев и кустарников. {LINKS}
Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее время составляют постоянную часть живого уголка.
В коллекцию желательно включить растения, дающие возможность поставить с ними не один, а несколько опытов. Пять — десять таких растений, не занимая много места, обеспечивают материалом занятия по курсам ботаники и общей биологии. К ним относятся следующие комнатные растения: пеларгония (герань), примула, фуксия, монстера, традесканция, бегония, элодея, кактусы.
Кроме этих растений, для курса общей биологии интересны аралия, плющ (возрастная изменчивость, прививки); хлорофитум пучковатый, камнеломка, аспидистра, папоротник живородящий, бриофиллюм (вегетативное размножение); амариллис, кринум, кливия (искусственное опыление); кактусы, алоэ, иглица, лигуструм, циперус (экологические факторы).
Особое внимание следует уделить растениям в запечатанных аквариумах и сосудах. Например, кактус хорошо растет в перевернутой колбе, на слегка увлажненной почве. Эти опыты развивают понятия о круговороте и обмене веществ в замкнутом пространстве, что можно связать с вопросами о полетах в космос.
Насколько многообразно могут быть использованы комнатные растения, можно убедиться на следующем примере. Растение традесканция (семейство коммелиновых, болота тропической Америки) можно использовать для следующих целей: препарат клетки в волоске тычинки или влагалища листа; движение протоплазмы; водные культуры; образование придаточных воздушных корней; препараты устьиц, корневого чехлика и волосков (из водных культур); пример влагалищного листа; быстрое укоренение черенков; отводки, прививки; превращение сухопутного растения в водное.
В живом уголке должны найти себе место дикорастущие растения, выявление биологических особенностей которых требует длительного внимательного наблюдения и постановки опытов. Такие растения выкапывают с комом земли во время экскурсий и сажают в небольшие горшки.
Культурные растения выращивают по мере надобности для постановки опытов (с водной культурой кукурузы и подсолнечника, со всходами пшеницы, гречихи и т. п.), для выгонки цветков (весной из кочерыги капусты и корнеплодов, а также на электрическом освещении из посеянных астр, душистого табака и дикорастущих растений).
Прежде чем расставить растения в уголке живой природы, нужно определить их биологические особенности и сгруппировать соответственно этим особенностям.
Учитывают отношение каждого растения к свету, теплу и влажности. Затем составляют экологические группы и распределяют их в живом уголке в определенной системе.
Например, растения сухих мест: комнатные - кактусы, алоэ, агава, эшеверия, иглица; дикие - молодило, очиток.
Растения влажных мест: комнатные - арум, монстера, бегония, традесканция, циперус; дикие - папоротник, мох, кислица, росянка. Растения мест средней влажности: комнатные - фикус, аспидистра, лимон, кливия, пеларгония; дикие - земляника, примула, будра плющевидная и др.
Можно распределить растения на географические группы.
Растения тропиков: сухих - кактусы, агавы, алоэ; влажных - монстера, бегония, традесканция, циперус, фикус.
Растения субтропиков: лимон, апельсин, пеларгония, олеандр, аспидистра, кливия.
Растения умеренного пояса: примула, плющ, иглица.
Местные: дикие и культурные.
Растения, высеянные для опытов, ставят отдельно. Распределение растений должно подчеркивать их происхождение. Иногда в больших широких ящиках с землей или в специально устроенных остекленных камерах высаживают несколько растений, близких по отношению к экологическим факторам. Создают таким образом «ландшафты» пустыни с кактусами и агавами, тропического леса и т. п.
Главное для живого уголка, чтобы окна выходили на юг или юго-восток. Чтобы лучше использовать световую площадь окон и красиво расставить растения, делают специальные полочки. Полочки могут быть деревянные и стеклянные, подвешиваемые на проволоке или шнурах.
Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой. На горшки навешивают этикетки из окрашенной в белый цвет фанеры или матового стекла, на которых указывают название данного растения и инвентарный номер. Из паспортов с описанием растений, с указанием рекомендуемых книг о каждом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за растениями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Некоторые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картотекой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.
Великая педагогика:
Формирование здорового образа жизни на уроках ОБЖ в 5–6 классах
Именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к своему здоровью в совокупности процессов обучения, воспитания и развития личности. И самая трудная, важная задача педагога – создание условий, при которых ребенок заинтересуется тем, как нужно заботиться о своем здоровье. ...
Психолого-педагогические и социальные факторы формирования трудновоспитуемости
в начальной школе
На основании анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Для удобства пользуются сокращением «отклоняющееся по ...
Теоретические основы индивидуального подхода к одаренным детям
Выражение « Одаренный ребенок» употребляется весьма широко. Если ребенок обнаруживает необычные успехи в учебных или творческих занятиях, значительно превосходит сверстников, его могут назвать одаренным. Если у ребенка необыкновенно быстрый темп умственного развития, вполне правомерно назвать его н ...