Ребенок со сформированным базовым доверием к миру в дальнейшей жизни также может сталкивается со сложностями, которые накладывают отпечаток на его межличностные отношения и отношение к себе. В случае наличия базового доверия к миру в ситуации хронических неудач может развиться нарушенное отношение к себе. {LINKS}
Социально дезадаптированные дети-сироты отличаются низким уровнем самоуважения в настоящем, застреванием образа «Я» на предыдущих этапах развития. Образ «Я» непоследователен, так как самооценка тесно связана с оценкой окружающих. В поведенческой сфере для детей-сирот характерна «выученная беспомощность», сниженная активность и отказ от самостоятельной деятельности, их защитные стереотипы характеризуются нестойкостью и при получении психологической поддержки, повышения самооценки они успокаиваются. Развитие образа «Я» идет параллельно развитию образов «других». Дезадаптированный ребенок переносит нарушенные отношения с некоторыми другими на всю систему социальных отношений.
Согласно идеям Б.Г. Ананьева отношения к другим людям сначала превращаются в устойчивые образования характера, а затем формируется целая система отношений к себе. Умение контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, способность определить для себя оптимальную позицию в отношениях с окружающими чрезвычайно необходимы ребенку. Несформированность или наличие отрицательных личностных качеств порождают типичные проблемы общения, когда ребенок либо активно, часто с агрессией, либо пассивно не принимается сверстниками. В любом случае ребенком переживается психологический дискомфорт.
Особенности личности, препятствующие успешному вхождению ребенка в новую ситуацию межличностного взаимодействия, весьма разнообразны. К таковым можно отнести самооценку и уровень притязаний. При неадекватном их завышении дети-сироты некритично стремятся к лидерству, негативно реагируют на любые затруднения, сопротивляются требованиям взрослых либо отказываются от выполнения деятельности, в которой могут обнаружить свою несостоятельность. В основе всего этого лежит не что иное, как конфликт между уровнем притязаний и внутренней неуверенностью в себе. Последствиями конфликта могут быть снижение успеваемости, ухудшение здоровья, общая социально-психологическая дезадаптация.
Таким образом, можно сказать, что социально дезадаптированные дети-сироты – особый контингент социально-педагогической деятельности, имеющий свои особенности. У детей-сирот часто наблюдаются органические нарушения, системные расстройства, задержки психического, эмоционального, речевого, когнитивного развития, а так же множество психологических и социальных проблем. Ряд авторов указывает на решающую роль семьи как причину указанных выше нарушений. Причины носят как наследственный, так и психологический характер. Кроме того, исследователи замечают, что со временем социальная дезадаптация усугубляется. Последствиями ее может стать асоциальное поведение, психические расстройства, нарушения ценностных ориентации, мотивационной, эмоциональной и других сфер.
Существует два пути влияния на адаптационные процессы детей-сирот. Первый – создание внешних условий, в максимальной степени приближающихся к условиям их будущей жизнедеятельности. Для этого в детском доме или школе-интернате воспитанники участвуют в профессиональных пробах по профессиям их интересующих. Организуя, таким образом, обучение воспитанников, надо пытаться спроецировать на них хоть и реальные, но все же «взрослые» отношения.
Второй путь включает субъективную активность самого воспитанника. Для этого в процессе социально-профессиональной адаптации на основе сложившейся у личности системы саморегуляторных умений, анализа ситуации, планирования и конструирования результата деятельности, оценки для воспитанников организуется процесс адаптации. Подчеркнем, что речь идет о деятельностной активности. В интернатном учреждении большое внимание должно уделяться сознательной активности ребенка в рамках самовоспитания, где акцент делается на осознанном формировании ценностных ориентиров, целей.
Великая педагогика:
Проектирование и программирование образования как ядро макроуправления
Управление образовательными системами предполагает последовательную реализацию функции проектирования и программирования образования, а также использование специальных инструментов регулирования функционирования и развития образовательных систем. К данным инструментам относятся, прежде всего, механ ...
Система начального образования
В Нидерландах все дети от 6 до 16 лет обязаны посещать школу. Первая ступень обучения - базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с 4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет. Эти школы невелики, с численностью от 100 до 500 учащихся. Система реформирования начал ...
Педагогические идеи сказок
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. ...