Учителя гимназии №1 взяли на себя очень трудную задачу: формировать и реализовывать образование повышенного уровня, сохраняя при этом индивидуальный подход. Мои эксперименты связаны с индивидуальным развитием каждого учащегося.
Когда мы пришли на практику в гимназию №1 в 3 «в» класс, я сразу попросила учительницу, Викторию Владимировну Мкртычеву, помочь мне в проведении экспериментальной работы по теме «Активные методы обучения в педагогическом процессе». Я объяснила ей, что многократные развивающие упражнения с тестами по математике и русскому языку развивают интеллект учащихся, мышление, широту и гибкость ума. {LINKS}
Констатирующий этап эксперимента я провела в начале исследования, в котором поставила задачу – выяснить на практике эффективность использования активных методов обучения.
Мы использовали разнообразные методы исследования: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, анализ работ детей, уроков, внеклассных занятий.
Для определения исходного уровня лингвистических способностей я провела методику «Словесный тест».
В «Словесном тесте» пять различных типов заданий. Экспериментальную работу ребята выполняли впервые и им трудно было войти в ритм работы. Многие довольно быстро справились с заданием, где были переставлены буквы определенных слов и восстановили их. Трудным для всех оказалось задание: составьте слова, где второй слог первого слова является началом второго. Это задание рассчитано на структурирование и творчество школьников, быстроту мышления. В итоге оказалось, что 9 человек справились с заданием на 20%, 11 человек – на 6%, 1 человек – на 4%.
Мы объяснили учащимся, что «Словесный тест» развивает их лингвистические способности, и они будут после уроков заниматься 3 раза в неделю. Уже на втором занятии было значительно меньше вопросов, и школьники работали сосредоточеннее.
С каждым разом ребята получали удовольствие от того, что могли все больше и больше выполнить заданий. Мы поняли, что следует увеличить время занятий до 35 минут, так показал эксперимент.
И вот прошли три недели, мы раздали «Словесные тесты» и провели контрольный эксперимент
12 человек выполнили задания на 80%
6 человек – на 65%
3 человека –на 55%
Это довольно высокий результат. Из таблицы видно, что дополнительные занятия по развитию лингвистических способностей оправданы.
Констатирующий эксперимент |
Результаты опыта |
9 человек – на 20% |
12 человек – на 80% |
11 человек – на 6% |
6 человек – на 65% |
1 человек – на 4% |
3 человека – на 55% |
Для определения умения школьников 3 «в» класса гимназии №1 анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать я провела методику «Рисунки-варианты» по А.З. Заку (Приложение №2). В констатирующем эксперименте принимали участие 21 учащийся. Первое занятие показало, что первый уровень проявили 17 учащихся. Они решили задачи, где варьируется один элемент.
Четверо учащихся, решили задачи с 1-8, где варьируется от 1 до 3 элементов. С задачами третьего и четвертого уровня учащиеся не справились. Это довольно низкий показатель творческой активности.
Мы объяснили учащимся, что методика «Рисунки-варианты» включают постепенно усложняющиеся задачи, в которых требуется найти рисунок, недостающий к восьми предыдущим. Работу проводили как индивидуально, так и в группе, а ее результаты использовались не только для развития умений учащихся, но и для диагностики.
Виктория Владимировна убедила учащихся 3 «в» класса, что методика «Рисунки-варианты» развивает умение анализировать, планировать, рассуждать и влияет на общий уровень развития личности. Мы стали проводить дополнительные занятия по этой методике А.З. Зака. Проводили занятия регулярно тоже – 3 раза в неделю, но после того, как закончили лингвистический эксперимент. Ребята увлеклись «Рисунками-вариантами», занимались кропотливо. На родительском собрании я сообщила о предстоящем развивающем лингвистическом и математическом эксперименте. Некоторые родители сделали ксерокопии «Рисунков-вариантов».
Обработка результатов решения задач разного уровня позволила судить о сформированности у учащихся способности анализировать, рассуждать, планировать.
Количество учащихся |
Констатирующий эксперимент |
Контрольный результат |
21 учащийся |
4 уровень - 0 3 уровень – 0 2 уровень - 4 чел. 1 уровень - 17чел. |
4 уровень проявили 2 3 уровень проявили 12 чел. 2 уровень проявили 7 чел. 1 уровень проявили 0 чел. |
Великая педагогика:
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...
Характеристики образа восприятия
Основные характеристики этого образа — образа восприятия, или перцептивного образа, не только отдельного объекта, но и всей воспринимаемой наличной ситуации, поскольку свойства образа объекта во многом определяются контекстом восприятия. Предметность. Эта характеристика образа восприятия указывает ...
Феномен «уверенности». Роль уверенности в решении задач различного типа
В качестве некоего психологического феномена «уверенность» занимает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее десятилетие исследования уверенности стали носить междисциплинарный характер, и распространились на экономику, полити ...