Страх – разлитое чувство, переносимое на все обстоятельства и проецирующееся на все в окружающем. Страх также может быть связан с определенными ситуациями, объектами, лицами и выражается переживанием опасности, непосредственной угрозы жизни, здоровью, благополучию, престижу. Может сопровождаться своеобразными физическими ощущениями, свидетельствующими о внутренней концентрации энергии: «внутри похолодело, оборвалось», «шевелятся волосы», «сковало грудь». {LINKS}
Объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребенок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Он может совершать много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным, скованным. Такие симптомы говорят о напряжении психофизиологических функций организма.
Страхи бывают возрастные и невротические.
Возрастные страхи отмечаются у эмоционально чувствительных детей как следствие особенностей их психического и личностного развития. Возникают они, как правило, под действием следующих факторов: наличие страхов у родителей; тревожность в отношениях с ребенком, избыточное предохранение его от опасностей и изоляция от общения со сверстниками; большое количество запретов со стороны родителя того же пола или иное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализованные угрозы всех взрослых в семье; отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков; конфликтные отношения между родителями; психические травмы типа испуга; психологическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми.
Невротические страхи характеризуются большей эмоциональной интенсивностью и напряженностью; длительным течением или постоянством; неблагоприятное влияние на формирование личности и характера; взаимосвязью с другими невротическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного; относительной трудностью устранения страхов. Невротические страха могут быть результатом длительных и неразрешимых переживаний.
Л.Н. Захаров считает, что у младших школьников тревожность еще не является устойчивой чертой характера. Однако именно в этом возрасте начинает формироваться так называемая школьная тревожность. Принято считать, что она возникает вследствие столкновения ребенка с требованиями обучения и кажущейся невозможностью им соответствовать. Школьная тревожность характерна для всех младших школьников, разница состоит в уровне ее проявления и предмете переживания. Обычные дети тревожатся по поводу достижения наилучших результатов, а запущенные, лишенные родительского попечительства – по поводу плохих результатов.
Существуют особенности общения детей, лишенных родительского попечительства. Субъект общения – это индивид, имеющий развитые коммуникативные потребности, социально значимые качества, обладающий знаниями социально-этического характера и способностью к взаимодействию. Школьник, как субъект общения, характеризуется активностью, способностью к самооценке, определенным социальным статусом и уровнем адаптации в группе сверстников. Становление школьника как субъекта общения зависит от взаимоотношений с учителем, от отношения ребенка к учебной деятельности и уровни развития его социально-коммуникативных качеств и свойств личности.
Термин дезадаптация появился в отечественной литературе сравнительно недавно. В клиническом контексте употребление термина «дезадаптация» противоречиво и неоднозначно. Он связан в данном случае с понятиями «нормы» и «патологии» и зачастую трактуется как процесс, протекающий вне патологии и связанный с отвыканием от одних привычных условий и привыканием к другим. Также под дезадаптацией понимают нарушения, выявляемые при акцентуациях характера. Кроме того, данный термин используется в качестве оценки преневротических нарушений, невротических реакций и состояний. По отношению к психически больным людям этот термин означает нарушение или утрату полноценного взаимодействия индивида с окружающей средой.
Великая педагогика:
Анализ понятия «толерантность» в научной литературе
Толерантность является ключевым духовно–нравственным принципом гражданского общества. От уровня терпимости человека зависит успешность или неуспешность его вхождения в общество, т.е. результат его социализации в настоящее время нельзя говорить о толерантности как об окончательно сформировавшемся и ...
Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием
речи
Первый год обучения условно делится на 3 периода, каждый из которых имеет свою продолжительность, отличается задачами, содержанием и объёмом усваиваемого материала. Эти этапы в то же время взаимосвязаны и взаимообусловлены: содержание обучения на каждом из предшествующих этапов подготавливает детей ...
Понятие и значение целей
Цель – это образ того результата, который стремится получить субъект, выполняя те или иные действия. Но не всякий такой образ является целью. Цель – не просто образ желаемого результата (в этом она совпадает и с прекраснодушными мечтаниями, прожектами и т.п.), а образ результата, во-первых, с фикси ...