Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Педагогическая информация » Индивидуальное развитие детей-сирот » Социально-педагогическая запущенность и дезадаптация детей-сирот

Страница 5

Таким образом, дезадаптация существует как на внутреннем, так и на внешнем уровне. Дезадаптация на внешнем уровне может проявляться как конфликтное, асоциальное, контр нормативное и делинквентное поведение, при этом внутренняя гармония личности, что свидетельствует о ее адаптированности на внутреннем уровне, не исключается. {LINKS}

Другая исследовательница К.А. Абульханова-Славская, рассматривая проблему социальной адаптации в масштабах жизненной стратегии, указывает на наличие двух основных образований в структуре жизненной позиции личности: совокупность субъектно значимых отношений и совокупность способов реализации этих отношений. Следовательно, адаптация - это адекватность отношений личности и способов их реализации, а дезадаптация – неадекватность.

К значимым причинам социальной дезадаптации относят проблемы в семье, а так же государственную политику по отношению к проблемам детства и семьи, отсутствие позитивных образцов поведения в средствах массовой информации, ослабление воспитательной работы в школах.

Таким образом, мы видим, что термин «дезадаптация» понимается учеными по-разному и включает в себя широкий спектр понятий от чисто клинических аспектов до социальных компонентов. О причинах социальной дезадаптации так же ведутся споры в настоящее время. Однако, большинство авторов главными из них называют такие социальные институты, как семья и школа, считается, что именно они являются средством, с помощью которых ребенок приобретает необходимые знания об окружающем мире, именно под их влиянием вырабатываются, формируются и закрепляются стереотипы мышления, навыки поведения, определенные реакции личности на те или иные события ее жизни.

Нервно-психические расстройства значительно чаще наблюдаются у детей-сирот, что уже с раннего детства создает предпосылки для формирования характерологических аномалий. У многих сирот базовыми нарушениями являются задержки психомоторного, речевого, эмоционального и когнитивного развития, системные расстройства такие, как энурез, экопрез, тики, заикания, гиперкинетические расстройства. Кроме того, часто отмечается ранняя церебрально-органическая недостаточность, ее признаки проявляются в виде повышенной утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности и двигательной расторможенности воспитанников. Дети могут испытывать трудности в выполнении динамической координации и одновременности движений. Не удаются движения с мелкими предметами, имеет место задержка в развитии речи.

При сформированном «базовом недоверии» ребенок-сирота снижает свою активность в познании мира и таким образом затормаживается в развитии. Так как мир для него постоянный источник опасности, то постепенно выстраивается система защит. Поскольку «базовое недоверие» затормаживает все развитие сироты, то и его система защит отличается использованием самых ранних, самых крепких защитных механизмов. Такими механизмами являются проекция и расщепление. Расщепление предполагает разделение мира и себя на «плохое» и «хорошее» и невозможность интегрированного взгляда на мир и на себя. Так как ребенок-сирота не может сложно и реалистично оценивать события внешнего мира, то, наталкиваясь на неудачи, он не может переработать свои ощущения по поводу этих неудач, найти в них позитив и продолжить попытки преодоления неудач. Он перестает стремиться к успеху. Результатом этого служит формирование стойкой негативной самооценки.

Адаптация детей-сирот с базовым недоверием к миру, культуре, социуму затруднена, а, следовательно, для них практически неизбежна дезадаптация. В очередной раз, избегая неудач, ребенок-сирота ищет выход в создании для себя субкультуры таких же «неудачников», каковым он считает и себя, либо внедряется в уже существующие субкультуры, альтернативные социуму. Это путь усугубления социальной дезадаптации, часто приводящий к асоциальному поведению детей-сирот. Помочь таким детям очень сложно, так как для этого необходим целый комплекс социальных и терапевтических мер.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Великая педагогика:

Развитие форм мышления у младших школьников
У ребенка и до овладения им системой знания имеются в некоторой мере обобщения, анализ, синтез. Но все они теперь перестраиваются. Общее перестает быть только собирательной совокупностью частных, отдельных предметов, превращаясь в совокупность однородных, существенно между собой связанных свойств. ...

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов
В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную ...

Общая характеристика основных казахских инструментов
В настоящее время известно более 50-ти видов казахских музыкальных инструментов. Каждый инструмент имеет свойственное только ему звучание и традиционные приемы исполнения. Для изготовления музыкальных инструментов использовались: дерево, камыш, тростник, кожа, кости, рога, конский волос. В традицио ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.zelgo.ru