Ребенок должен узнавать не только свое тело, но и тело другого человека. Нужно давать ему возможность узнавать другого человека с помощью рук – он должен трогать, чувствовать, сравнивать. Когда ребенок начнет называть каждую часть своего тела, тогда нужно просить его описывать части тела другого человека, сравнивая их. Все это лучше делать в игре. {LINKS}
Трудно говорить об описании тела, о мимике незрячему ребенку. Нужно терпеливо объяснять ему выражение счастья, грусти, удивления. При этом нужно взять руку ребенка и дать ей прикоснуться к лицу в различные моменты у себя и у него самого и у других. Таким образом, он научится понимать выражения лиц других людей. Взрослый должен давать ребенку больше возможности подражать ему, причем делать это нужно через телесное прикосновение: техника зеркала.
Американский психолог Т. Катсфортс, слепой от рождения, считает, что незрячий ребенок сначала выделяет свое тело, как нечто массивное и сильное, позднее он начинает воспринимать и меньшие размеры, такие как голова и руки. Он сначала выделяет величину объектов и лишь значительно позднее начинает обследовать форму рукой и ртом, а затем различать с помощью осязания качество материала. С момента, когда ребенок способен обследовать и осязать объекты, он начинает активно овладевать предметным миром, и поэтому для дальнейшего развития ему необходимо изобилие предметов для обследования и работы с ними.
Предметы внешнего мира начинают восприниматься слепым в их конкретной индивидуальности, и это является началом ориентирования в предметном мире и стимулом к овладению им. Появление осязания и связь его с другими впечатлениями, получаемыми от других сохранных анализаторов, обеспечивает развитие предметности восприятия незрячего ребенка.
Однако деятельность с предметами развивается медленно, и ее формирование затягивается до 3х – 4х летнего возраста из-за медленного развития ее двигательных компонентов.
Можно наблюдать неспецифические манипуляции у детей 3х-4х лет, при которых ребенок еще не учитывает свойства предметов и действует с ними одинаково. Эти манипуляции являются переходными стадиями в овладении функциональными и собственно предметными действиями, характеризующимися использованием предметов по их функциональному назначению.
В процессе овладения предметными действиями незрячий ребенок, как и зрячий, выделяет свойства предметов. В этот период развития необходимо приучать действовать и обследовать предметы двумя руками, развивая моторику обеих рук, обучать приемам и способам обследования предметов, расширяя возможности познания. Дети в этот период используют игрушки не как средство игры, а как реальные предметы. Незрячий ребенок не может самостоятельно определить функциональные возможности нового, данного ему в руки предмета. Поэтому его необходимо обучать всем специфическим и функциональным действиям с предметами, показывать ему способы овладения им, обучать процессам подражания, используя при этом пассивные и совместные игры, речь.
Чем раньше начато целенаправленное обучение ребенка действиями с предметами, чем активнее он познает окружающее, тем лучше он будет развиваться, и вырастет более приспособленным к жизни в обществе.
Огромное значение в развитии активности незрячего ребенка имеют игрушки. Они должны быть озвучены: погремушка, бубенчик, колокольчик, резиновые пищащие зайцы, мишки, собаки и т. д. Игрушки и предметы должны быть различные по форме, величине и весу; разными по фактуре: резиновые, пластмассовые, деревянные, металлические, ворсовые и т.д.
Ребенка второго года жизни знакомят с домом, предметами, которые его окружают. Поднося малыша к различным предметам, можно потрогать предмет его ручками, взяв их в свои. Важно чтобы процесс знакомства доставлял ему удовольствие.
Знакомя ребенка с окружающими предметами, нужно стараться, чтобы он понял их назначение, а для этого необходима его собственная деятельность с ними. К концу второго года ребенок должен познакомиться со всеми помещениями и предметами, находящимися в них, знать их назначение.
В то же время необходимы занятия для умственного развития и развития мелкой моторики. Все игры, направленные на это, нужно начинать с совместных действий, т.е. взрослый выполняет действие руками ребенка, тщательно проговаривая все действия словами. К таким играм относятся „Бирюльки”: вкладывание мелких предметов в данном случае в озвученную емкость: металлическое ведерко, металлическую коробку, которыми потом можно погреметь. Также игры с пирамидками, которые сначала ребенок учится разбирать и лишь много позже – собирать. Очень полезны для развития мелкой моторики винтовые пирамидки. Можно знакомить с заводными игрушками: озвученный волчок, заводные цыплята и т.д.
Великая педагогика:
Общая характеристика Франции
Франция — высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объему экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения стабильно входит в первую мировую десятку. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные ...
Классификация методов активного обучения
Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи: 1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя; 2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных; 3) установить ...
Средства обучения математике
В дидактике термин "средства обучения" не имеет достаточно четкого определения и подчас трактуется весьма расширительно, благодаря семантике слова "средство" в русском языке. В результате к средствам обучения иногда относят даже содержание образования (И.Я. Лернер), которое &quo ...