Одной из важнейших задач физического воспитания незрячих и частичновидящих детей является коррекция двигательных недостатков, возникших в результате дефекта. Нарушения и аномалии зрительной системы отрицательно сказываются на формировании двигательных способностей – силы, быстроты, выносливости, координации, статического и динамического равновесия и др. Это требует проведения специально направленной корекционно-воспитательной работы по предупреждению и исправлению отклонений в физическом развитии и формировании двигательных качеств. Проводится это на занятиях, предусматривающих развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. {LINKS}
Коррекции должны быть подвергнуты не столько элементарные, сколько сложные движения, требующие осмысления и регуляции, а эфефективность коррекционно-воспитательной работы по определению нарушений в двигательной сфере аномальных детей повышается при словесном опосредовании двигательных действий, развитии познавательной активности и качеств личности ребенка.
Движения незрячих плохо сбалансированы, походка при самостоятельной ходьбе имеет ряд особенностей: шаг укорочен, стопа ставится плоско.
Процесс ходьбы имеет сложную структуру, а его формирование зависит от уровня развития отдельных компонентов: стойки, развития свода стопы, разворота стоп, ширины и длины шага. Создавая модель правильной ходьбы, рекомендуется специально обучать ходьбе незрячих детей дошкольного возраста. Значительное место в обучении ходьбе кроме технических навыков занимает психологическая подготовка, снятие боязни передвижения в пространстве или предупреждение ее формирования.
Значение самостоятельного и свободного владение ходьбой в общем развитии ребенка трудно переоценить. Улучшение координации рук и ног способствуют развитию предметной деятельности, ее успешности, стимулирует ребенка к ее продолжению. Это серьезный элемент, который обеспечивает лучшую подготовку к работе в школе не только в физическом, но и психологическом плане. Овладение пространством незрячими детьми, их самостоятельное движение становится стимулом в познании внешнего мира, в развитии познавательных интересов, в расширении знаний об окружающем.
Развитие движений и свободная самостоятельная ходьба имеет также большое значение в социализации незрячего ребенка, так как позволяет координировать свои действия с действиями других детей в коллективных играх, занятиях и труде.
Создание модели ходьбы позволяет определить физическую зрелость ребенка, уровень его подготовки к начальному обучению.
В 4-5 месяцев, как у незрячих, так и зрячих быстро прогрессирует тактильная чувствительность и кинестезия. Но у незрячего отсутствие координирующей и коррегирующей движение функции зрения задерживает развитие координации двух рук и мелких движений пальцев.
В этот период развития движения у незрячих детей появляются «блиндесмены» или стереотипия в движениях. Стереотипные движения выражают стремление ребенка к ритмичным движениям. При отсутствии педагогического воздействия они лишаются правильной стимуляции и становятся навязчивым стереотипом. Причина появления стереотипных движений у незрячих детей до сих пор не ясна, но замечено, если маленький незрячий ребенок надолго предоставлен сам себе, у него могут появиться навязчивые движения (качание в разных амплитудах, надавливание пальцами рук на глазные яблоки и т.д.). Они возникают обычно при остром недостатке двигательной активности и при остром недостатке информации, получаемой ребенком из внешнего мира. Отучить от навязчивых движений очень трудно.
В Лос-Анжелесском Калифорнийском университете на отделении кинезиологии проводились исследования стереотипных движений. Валерия Эйчель дает такое определение стереотипным движений: « всякое повторяющееся движение или стереотипное движение, которое не направлено на достижение видимой цели» . Она считает, что основные причины стереотипных движений следующие:
неблагоприятные условия внешней окружающей среды,
сверхвозбудимость,
неадекватное отношение к собственному телу,
плохие отношения между родителями и детьми,
стрессовые реакции,
выпадение возможности непосредственного зрительного контакта с окружающей средой.
Группой ученых были рассмотрены множество различных стереотипных движений одной или многими частями тела, их интенсивность и синхронизация. Из проведенных исследований были сделаны выводы:
Великая педагогика:
Появление арифметических действий
Содержание курса арифметики в разные времена у разных народов было весьма различно. Индийцы, например, причисляли извлечение кубического корня к элементарным арифметическим операциям. С другой стороны, руководство профессора Пурбаха (1423-1491гг.) первого профессора Венского университета, читавшего ...
Учебник во времена Петра I
К началу XVIII века в политическом, экономическом и культурном развитии России произошли значительные сдвиги. Но все же наша страна отставала от западноевропейских государств, уже вступивших на путь капиталистического развития, в ней господствовало феодальное землевладение и очень слабо развивалось ...
Диагностика представление о пейзаже детей старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось на базе ДОУ №19 г.Саянска, в старшей группе №1. Всего было обследовано 10 детей. В ДОУ №19 имеется изостудия, где дети занимаются по подгруппам (14 человек). Изостудия оформлена в светлые тона, имеются репродукции картин (А.К.Саврасов «Грачи прилетели», В.Н.Бакшеев «Голубая ...