Пятое направление – использование технических средств обучения. Однако ни при каких условиях ни одно техническое средство не может быть использовано без умения детей воспринимать и анализировать сигналы, исходящие от объектов внешнего мира, и умения анализировать свои собственные восприятия. {LINKS}
Шестое направление - введение специальных занятий по обучению ориентировке в разных условиях, усложняющихся по мере роста и развития ребенка, на которых дети должны получать сведения по технике ориентировки, использования звуковых сигналов, схем движения, макетов, планов и т.д.
В обучении незрячих детей ориентировке в пространстве и мобильности являются важной составной частью системы реабилитации слепых и их подготовке к жизни и дальнейшему обучению в школе.
В ходе развития незрячего ребенка, начиная с раннего возраста, должны решаться специфические задачи обучения ориентировке в соответствии с особенностями и уровнем его возрастного развития.
Содержание и методы обучения ориентировке
В основу содержания обучения ориентировке положена практическая направленность, диктующая необходимость обеспечения незрячим детям самостоятельность при передвижении уже в дошкольном возрасте, и создание определенной сенсорной, двигательной, интеллектуальной и психологической базы, необходимой для дальнейшего обучения ориентировке в более сложных условиях.
Вне зависимости от возраста и психического развития, обучающихся необходимо развивать их пространственное мышление, которое является умственной, интеллектуальной деятельностью, обеспечивающей незрячему создание пространственных образов и оперирование ими в процессе ориентировки и передвижении.
В образе же отражаются окружающие незрячего предметы, их формы, величины, взаиморасположение. Чем большим число образов предметов будет оперировать незрячий ребенок, тем легче ему будет ориентироваться в пространстве.
Большое внимание при обучении следует уделять формированию у незрячих детей системе ориентировки в пространстве. Главное здесь – определить так называемую точку отсчета. Ведущей для человека является ориентировка по схеме тела. Все предметы дети воспринимают, прежде всего, по отношению к самим себе. Необходимо учить ребенка ориентироваться от предметов, объектов окружения. В помещениях такими исходными ориентирами могут быть двери, окна. На улице – здания детского сада, клумба, дерево. Исходными ориентирами могут быть и повороты на маршруте следования.
Решение задач обучения ориентировке и мобильности следует сочетать с задачами воспитания. Формирование мотивации, устойчивого интереса к занятиям, а также развитие смелости, уверенности в своих силах являются важными предпосылками для успешного овладения знаниями, умениями и навыками ориентировки и мобильности. Эти вопросы должны присутствовать на каждом занятии.
Незрячий ребенок не должен стесняться дефекта зрения. Это создает благоприятные условия для того, чтобы у него не вырабатывалось чувство и комплекс неполноценности, поскольку они значительно тормозят формирование навыков самостоятельной ориентировки. Боясь или стесняясь показать свою слепоту, ребенок предпочитает ходить с взрослым за руку, не хочет учиться ориентировке.
Методы и общий характер обучения ориентировке и мобильности нельзя рассматривать в отрыве от современной педагогики, достижением которой является отказ от традиционного, объяснительно-иллюстративного типа и распространение идеи проблемного обучения. При первом подходе к обучению развивается память ребенка, он усваивает стереотипные умения и навыки, но не может творчески подходить к решению задач, возникающих в условиях разнообразной жизненной деятельности человека. Проблемное же обучение ставит своей целью, прежде всего, развитие творческих способностей, формирование познавательной самостоятельности, что отвечает требованиям по дальнейшей практической деятельности. Задача педагога – показать незрячему ребенку, что при передвижении в естественных условиях перед ним постоянно возникает множество проблем, решая которые ему необходимо не только использовать стереотипные знания, умения и навыки, но и творчески применять их на практике.
Основными методами предложенной системы являются методы, отражающие учебно-познавательную деятельность. На разных уровнях обучения необходимо использовать и различные методы: информационно-рецептивный, частично-поисковый и исследовательский, которые позволяют целенаправленно осуществлять руководство формированием знаний, умений и навыков ориентировки с учетом возрастающей степени самостоятельности ребенка. Это обеспечивает индивидуальный подход, особенно на третьем и четвертом уровнях сложности.
Великая педагогика:
Особенности организации педагогического процесса по
повышению эффективности развития учащихся посредством использования активных
методов обучения
Изучая методическую литературу, наблюдая и анализируя уроки в школе невольно задумываешься об активных методов обучения. Редко удивит нас парная, групповая работа, деловая игра, дискуссия. Чаще встречаются уроки-игры, уроки-путешествия. Формирующий эксперимент показал, что хотя в задачи технологии ...
Феномен «уверенности». Роль уверенности в решении задач различного типа
В качестве некоего психологического феномена «уверенность» занимает внимание психологов уже больше половины столетия. Рост интереса к данной проблеме был вызван тем, что в последнее десятилетие исследования уверенности стали носить междисциплинарный характер, и распространились на экономику, полити ...
Понятие и сущность инновационного процесса в образовании
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые проц ...