Участие ребенка в двух ролевых позициях способствовало пониманию значимости общения в жизни и переносу знаний в реальную действительность, в ситуации бытового, ситуативного и внеситуативного общения.
Основными условиями деятельности кружка «Мир общения» явились. {LINKS}
Совместное участие детей и взрослых, где взрослый последовательно выступает в трех позициях, соответствующих типам совместной деятельности. На этапе создания мотивации - в качестве «самокритичного взрослого» или равного партнера, включенного в проблемную ситуацию, но еще не знающего выхода из нее, задумывающегося над ее решением вместе с детьми. На этапе ознакомления детей со средствами и способами общения и формирования коммуникативных умений в репродуктивной деятельности - в качестве учителя, хорошо знающего нормы коммуникативного поведения, правила культурного общения. На этапе творческого применения коммуникативных умений - в качестве «сооткрывателя» способов коммуникативной деятельности в условиях разнообразной предметно-развивающей среды и содержательного общения детей и взрослых.
Наличие определенных традиций, что позволяет рассматривать кружок в качестве клуба по интересам (Например, вход на занятия кружка только после приветствия в нетрадиционной форме, выход после нетрадиционного прощания, приветствие записывается и «бросается» в «копилку волшебных слов»; проведение чаепития совместно с родителями, посвященное празднику или независимое, только ради общения).
Добровольное участие детей на занятиях кружка.
Отсутствие жесткой регламентации поведения детей, форм дисциплинарного воздействия.
Комплексное воздействие на чувства, сознание, поведение, обеспечивающееся единством информационно-коммуникативных, регуляционно-коммуникативных и аффективно-коммуникативных умений.
Широкий перенос приемов воспитательной работы в повседневную жизнь, внекружковую деятельность.
Учет уровня коммуникативных умений детей.
Использование разнообразных способов организации детей на занятиях в кружке (в парах - с детьми, с педагогом; в четверках; подгруппах; индивидуально).
Комфортность и коммуникативная ориентация окружающей обстановки.
Идентификация ребенка с литературным героем требовала умения брать на себя роль, менять свою ролевую позицию. В ходе эксперимента мы пытались обеспечить понимание, что подобных социальных ролей (реальных, образ «Я», воображаемых) у ребенка множество и каждая из них требует определенных коммуникативных умений, в первую очередь умений ориентироваться в коммуникативной ситуации, в своих качествах как коммуниканта и в качествах партнера.
В дидактической игре «Пойми меня» мы учили детей понимать, что согласно выполненной роли, в речи людей используются соответствующие слова и выражения, благодаря которым мы можем определить о ком идет речь. Аналогичному разбору подвергались сказочные и игровые роли (в сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических, театрализованных, режиссерских играх). Освоение ролевой позиции происходило и на занятиях других кружков. Выступление ребенка в роли «хранителя времени», оформителя выставок, экскурсовода, «блюстителя порядка» способствовало пониманию значимости социальных ролей и освоению соответствующего коммуникативного поведения.
В ходе воспитательно-образовательной работы особое внимание обращалось на развитие у детей способности к социальной регуляции формирующейся у субъекта деятельности, которая предполагает наличие обобщенных знаний о целях, задачах, условиях, средствах и способах ее осуществления.
Среди форм, способствующих переводу знаний в деятельность и поведение существенную роль занимали дидактические игры. В ходе эксперимента нами были специально разработаны игры, направленные на формирование у детей коммуникативных умений, применяющиеся нами дидактические игры не нуждаются в специальной методике руководства ими, однако, имеют ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать:
Отсутствие или незначительное количество дидактического материала. Предлагаемые игры, в основном, словесные («Пойми меня», «Позвони мне, позвони», «Управляем роботом», «Зашифрованное письмо», «Оживи маску»). В качестве вспомогательного дидактического материала используются пиктограммы, иллюстрации, детские фотографии.
Количество участников игр не ограничивается. При проведении дидактических игр учитываются индивидуальные особенности детей.
Участвовать в дидактических играх дети могут от собственного лица или от лица литературного героя. Во втором случае игры приобретают сюжетный характер.
Дидактические игры ориентируют детей на процессуальную сторону, так как в них не определен критерий выигрыша. В них поощряется выполнение инструкций.
Игровые правила носят организационный характер (соблюдение очереди, действие по инструкции и др.) и не ограничивают коммуникативного поведения и творчества участников, предоставляя возможность самостоятельно определить недостатки и преимущества используемых вербальных и невербальных средств общения.
Великая педагогика:
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...
Роль инструментов и инструментальной музыки
в жизни казахов
Традиционная казахская музыкальная культура принадлежит суперэтнической (по Л.Н. Гумилеву) цивилизации кочевых народов Центральной Азии. Опыт мирового этномузыкознания показывает, что у народов, связанных со скотоводством, как правило, наблюдается большое разнообразие музыкальных инструментов и выс ...
Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации актив ...