Первые попытки классификации межпредметных связей были не совсем удачны. Ю. Вайткявичус, Н.М. Верзилин, В.М. Корсуновская и другие основой классификации определили хронологический критерий, т.е. основывали её на «предварительных, сопутствующих и последующих связях». Это привело к изменению учебной программы, к нарушению установленных ранее логических и понятийных координационных связей, что в свою очередь, снизило их практическую значимость. В.Н. Фёдорова наравне хронологическими называет и информационные связи – фактические, понятийные и теоретические. Основываясь на этом Н.С. Антонов, исходя из философского значения структуры связи, выделяет три признака и основные виды межпредметных связей: {LINKS}
1. по составу – объект, факты, понятия, теории, методы;
2. по способу – логические, методические приёмы и формы учебного процесса;
3. по направленности – формирование умений и навыков, комплексное использование знаний при решении учебных задач.
На основе выделения трех основных признаков связей В.Н. Максимовой проделана точная и подробная классификация межпредметных связей.
Первой ступенью в структуре межпредметных отношений В.Н. Максимова называет содержательно – информационные межпредметные связи. Для того чтобы была осуществлена связь между предметами, необходимо реальное средство, средство доказательное. Таким образом, являются факты. Существующие два типа фактов – факты-связи и факты явления. Первые помогут обобщить и зафиксировать закономерности в сознании учащихся, вторые – объяснить специфику художественного творчества, дать оценку социально – художественного значения того или иного произведения.
Факты могут осуществляться как в рамках внутрицикловых, так и межцикловых связей учебных процессов. Особенно в предметах общественно – гуманитарного цикла большое значение имеют проблемы нравственно – эстетического, идейно – художественного характера. Так, мировоззренческая проблема «Художник и эпоха».
Взять, к примеру, тот факт, что 14 декабря 1825 года в России произошло восстание, названное в истории «Восстание декабристов». Это факт исторический. Ещё два факта: картина русского художника Карла Брюллова «Последний день Помпеи» написана в 1833 г. И опера талантливого композитора М.И. Глинки «Иван Сусанин» в 1836 г. Это годы трагического исхода восстания, годы расправы с восставшими.
Все три факта можно объединить и понять, что на творчестве лучших деятелей искусства большое влияние оказало событие 14 декабря. Таким образом, благодаря своеобразному механизму фактов – ассоциаций по смежности, сходству, времени действия, они формируют у учащихся умения анализировать, обобщать, сопоставлять явление, умение объединять факты из разных предметов в общую систему знаний о мире.
Следующий вид межпредметных связей – понятийные связи. Это вид межпредметных связей и был взят нами за основу нашей работы по выявлению понятий, необходимых для детального раскрытия законов современной музыки.
Третий вид содержательно – информационного типа межпредметных связей – теоретические связи. «Теория – это система научных знаний, в которой отражена взаимосвязь фактов, понятий, законов, следствий, практических положений, относящихся к определённой предметной области».
Каждая теория является обобщением связей и отношений, которые проявляются в других предметах. Например, в эпоху Возрождения музыка постепенно отходит от форм средневекового канона, индивидуализируется стиль, впервые появляется само понятие «композитор». Более тесно становится связь текста и музыки, музыка начинает передавать настроение и т.д. Эпоха порождает такие музыкальные жанры, как сольная песня, оратория, опера. Следовательно, теоретические связи, представляют какую, – либо отдельную теорию или закон как единичный случай более обширных диалектических законов.
Второй ступенью в структуре межпредметных связей являются операционною – деятельные связи. Основное назначение этого типа связей в том, что они формируют общепредметные умения практической деятельности учащихся. А то, о чем говорилось выше, является опорой, фундаментом, на котором крепится данный вид межпредметных отношений. Однако их назначение состоится ещё и в том, чтобы приобщить учащихся к определённому виду деятельности (русский язык, литература, история, изо, музыка и т.д.). Так, например, развитие речи у учащихся – это задача всех учителей, поскольку контакт на уровне между учителем и учащимися происходит в процессе речевого общения. Усваивая термины, лексические, лингвистические правила, общие понятия, учащиеся овладевают умением говорить, правильно выражать свою мысль, делать логические выводы.
«Овладение публицистическим стилем речи, использующим различные средства воздействия на чувства, мысли, поступки людей, сопряжено с выработкой личностно – оценочного отношения к обсуждаемым вопросам».
Развивая лексику школьника, мы выполняем основные задачи педагогики - воспитательную и образовательную. Если ученик будет знать значение того или иного слова, то для него будет открыты безграничные духовные богатства культуры, искусства, языка, повысится интерес к практической последовательной деятельности.
Великая педагогика:
Общепрофессиональные требования к социальному работнику
Социальная работа является универсальным и многоаспектным видом профессиональной деятельности. Те проблемы, которые призван решать социальный работник являются, насущными проблемами нашей сегодняшней жизни. Задачи адаптации и реадаптации людей ( молодежи, пенсионеров, людей, потерявших работу, и т. ...
Подвижная игра, ее
значение
Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего воспитания. Игра – очень эмоциональная деятельность, поэтому она представляет большую ценность в воспитательной работе. Среди широкого разнообразия игр в формировании разносторонне развитой личности ребенка ...
Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием
речи
Исходя из анализа литературы, мы выделили следующие показатели произвольного поведения дошкольников: 1.Поведение ребёнка на обязательных занятиях. Известно, что непроизвольность и импульсивность поведения дошкольников особенно ярко проявляется именно на занятиях в детском саду и является серьёзным ...